- Господин Бжезинский, почему, на ваш взгляд, Вашингтон предпочел не искать компромиссов с Россией по продолжению действия Договора по ПРО?
- Причина в том, что Россия не согласилась принимать поправку к Договору по ПРО, которая позволила бы России и США совместно модифицировать договор.
- Каким образом заявление США о выходе из Договора по ПРО может повлиять на международный статус России?
- Выход США из Договора по ПРО на международный статус России не влияет. Этот статус скорее является производной от уровня ее развития, в зависимости от которого она либо считается, либо не считается конструктивным членом международного сообщества, а также от тех путей и средств, которыми Россия решает свои сложные проблемы - будь то свобода прессы, движение за независимость в Чечне или такие трагедии, как гибель "Курска".
- Какие формы может принять в будущем российско-американское сотрудничество в области контроля над вооружениями?
- Большей частью, хотя и не всегда, обе стороны могли бы действовать на основе "молчаливого согласия", опирающегося на заранее оговоренную линию действий.
- Как вы оцениваете реакцию европейцев на выход США из Договора по ПРО?
- Европейцам не понравилось решение Америки, но они не рассматривают его как критически важный вопрос.
- Решение Вашингтона приведет к увеличению разрыва в уровнях безопасности между США и их союзниками по НАТО. Какие последствия это может иметь для альянса? Не думаете ли вы, что США своим выходом из Договора по ПРО стимулируют качественные изменения в трансатлантических отношениях?
- Проблема альянса на самом деле заключается в диспропорции сил между США и отдельными европейскими государствами. Эта диспропорция не исчезнет до тех пор, пока Европа действительно не станет единым политическим и военным целым.
- Вы не раз говорили о том, что у России нет иного пути, кроме сближения с Европой. Поясните, почему бы России не идти своим особым путем; какие условия необходимы для углубления ее отношений с Европой; готова ли Европа интегрировать Россию вместе с Кавказом, Дальним Востоком, Сибирью?
- Исходя из геополитического положения России, я не думаю, что она "сможет идти своим собственным путем", если это подразумевает отсутствие тесных отношений сотрудничества с евроатлантическим сообществом. Геополитическая ситуация, в которой находится Россия, очень сложна и содержит в себе потенциальные опасности. Как я уже говорил, если Россия не обретет тесных связей с евроатлантическим сообществом, то в какой-то момент идея генерала Де Голля о "Европе до Урала" станет реальностью, причем не той, которая могла бы понравиться большинству россиян.
- Считаете ли вы, что недавние боннские соглашения способны принести мир и стабильность Афганистану?
- Я сомневаюсь, что мир и стабильность быстро вернутся в Афганистан. Похоже, там предстоит продолжительный период локальных конфликтов, хотя они едва ли перерастут в крупномасштабную гражданскую войну. Возможно, там и будут возникать определенные разногласия, но я сомневаюсь, что они станут значительными.
- Согласны ли вы с тем, что между Россией и западными странами могут возникнуть разногласия по поводу Афганистана?
- Значимость российской позиции по Афганистану будет снижаться по мере постепенного встраивания Северного альянса в более широкую систему отношений, а также в связи с тем, что он после окончания войны становится менее зависимым от военных поставок из-за рубежа.
- Как долго, по вашим ожиданиям, могут вооруженные силы США оставаться в Центральной Азии?
- Я не думаю, что американские войска останутся в Центральной Азии, если не считать отдельных подразделений для обеспечения логистики.
- На какие регионы может распространиться операция, возглавляемая США, в следующем году? Полагаете ли вы, что на повестке дня уже стоят удары по целям в Ираке, Сомали и Судане?
- Все варианты, перечисленные в вашем вопросе, возможны.
- Сформулируйте, пожалуйста, реалистичное решение палестинской проблемы.
- На данном этапе единственным конструктивным шагом со стороны остального мира, особенно Соединенных Штатов, было бы положить на стол проект всеобщего мирного урегулирования. Если даже он не будет тотчас принят, то по крайней мере продемонстрирует обеим сторонам альтернативу лучшую, чем продолжение войны.
- В американской прессе выражаются опасения по поводу того, что повышенные меры внутренней безопасности, которые предпринимает администрация Буша, могут вести к милитаризации общества, расширению полицейских функций власти и ограничениям гражданских свобод. Согласны ли вы с тем, что популярность Буша может в результате снизиться?
- Нынешняя популярность президента несомненно снизится, поскольку она обусловлена временным ощущением опасности, равно как и национальным единством, которые, в свою очередь, обусловлены террористическими атаками.
- Как могут меры правительства США по укреплению внутренней безопасности отразиться на ходе соперничества между республиканцами и демократами? Скажется ли на предпочтениях электората повышенный акцент правительства на антитеррористических программах в ущерб экономическим?
- Я не думаю, что необходимость усиления безопасности приведет к значительному расширению полицейских функций власти. Однако если положение в американской экономике не будет улучшаться, то республиканцы определенно понесут политические потери на следующих выборах.
- Какие страны, по вашему мнению, могут вступить в НАТО в ноябре следующего года?
- Полагаю, что семь центральноевропейских стран, включая три балтийские республики, в той или иной форме будут приглашены в НАТО.
- Переживет ли российско-американский альянс 2002 год?
- Это еще не альянс, но уже партнерство в некоторых вопросах. Хочется надеяться, что это партнерство будет и далее постепенно расширяться.