0
596
Газета В мире Интернет-версия

11.04.2003 00:00:00

Европейский "центр силы" никак не встанет на ноги

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: ес, расширение


В то время как вторая война в Заливе завершается по бизнес-плану Вашингтона, Евросоюз выполняет свою амбициозную программу. 16 апреля в Афинах будет подписан Акт о вступлении в ЕС 10 новых государств. А на майской сессии Европейского совета в Салониках планируется обсудить предложения Европейского конвента по новому Конституционному договору.

После увеличения состава с 15 до 25 стран-членов, завершения работы по внутреннему реформированию и закрепления этих решений на межправительственной конференции в 2004 году ЕС приобретет, видимо, принципиально иной характер, чем имеет сейчас. Но что будет представлять собой европейский "центр силы" (общей площадью 5 млн. кв. км с населением свыше 550 млн. человек и суммарным ВВП около 8 трлн. евро) - вопрос остается открытым.

Стратегия ЕС предусматривает перманентный процесс расширения в общеевропейском масштабе и на постоянной основе, хотя не будет никакого автоматизма по подключению новобранцев. Все кандидаты (кроме Кипра) в соответствии с установленной процедурой должны провести в сжатые сроки референдумы о присоединении. Но опросы общественного мнения свидетельствуют о разной степени поддержки евроидеи населением стран-кандидатов. Разброс столь значителен (от 40% в странах Балтии до 80% в Венгрии), что многие правительства опасаются, что не смогут мобилизовать избирателей и явка ниже 50% поставит под сомнение легитимность их будущего членства. В Брюсселе уверены, что четкий сигнал "за" даст венгерский референдум 12 апреля. Что, как надеются, окажет "эффект домино" на другие страны-кандидаты.

Хотя процедура расширения вроде бы носит формальный характер, перед странами-кандидатами в оставшееся время стоят непростые задачи. Во-первых, им предстоит имплементировать обширное европейское законодательство (суммарно - свыше 80 тыс. страниц), принятые за 40 лет договоры и директивы. Во-вторых, им необходимо продолжить выполнение требований предстоящего участия в экономическом и валютном союзе. Для некоторых стран, таких, как Польша, результаты экономических переговоров с ЕС имеют гораздо большее значение, чем, например, политические вопросы для стран Балтии. На балтов все еще оказывает влияние опыт пребывания в Советском Союзе, а европессимизм здесь питается опасением утраты национального суверенитета.

Хотя в Польше поддержка интеграции находится, по опросам, на уровне 60%, нельзя исключать смену общественных настроений в силу позиции крестьянства (25% занятых). Власти в Варшаве пошли на уступки по введению 10-летнего переходного периода для национальных сельскохозяйственных производителей. Хотя, по официальным оценкам, из 1,5 млн. фермерских хозяйств размером в 3 га (в странах-кандидатах таковых 9,5 млн. частных ферм) выживет едва ли одна треть. Силы противников расширения, очевидно, возрастут к моменту референдума.

Нынешний союз "пятнадцати" - сравнительно гомогенное и богатое (дифференциация ВВП на душу населения около 50%) образование, а после его расширения разрыв между бедными и богатыми странами будет более чем трехкратным. Это создаст колоссальную нагрузку на бюджет ЕС и на его перераспределительные механизмы. Евросоюз продолжает существовать благодаря прежней системе соотношения сил и в тех же организационных формах, которые были сформированы еще давно узкой группой шести западноевропейских стран-основательниц.

В ЕС двадцати пяти ожидается, что крупнейшие государства - Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, Испания и новичок Польша (суммарно это 74% всего населения ЕС, 170 голосов из 321 в Евросовете и 412 в Европарламенте из 682) - поставят вопрос о пересмотре организационной структуры для увеличения своего влияния. Задуманная реорганизация - введение принципа простого большинства и сокращение сферы применения права вето - может усилить внутренние противоречия. Удастся ли евростроителям усилить наднациональную составляющую или возьмут верх сторонники национального суверенитета и простого межгосударственного сотрудничества, покажет лишь время. С приходом новых стран-членов, которые вряд ли готовы поступиться недавно обретенной независимостью, предстоящая межправительственная конференция в 2004 году может стать последним шансом для старых стран-основательниц придать больший наднациональный характер европейскому "центру силы".

Самый больной вопрос: как новички могут повлиять на политическую повестку и систему принятия решений в ЕС? Они, как "новая Европа" (куда их зачислил министр обороны США Дональд Рамсфелд из-за проамериканской линии), смогут затормозить процесс формирования общей внешней политики и политики безопасности. В этой связи президент Франции Жак Ширак недавно напомнил европейским друзьям Белого дома, что, если хоть один из членов ЕС не утвердит договор о приеме новичков, он превратится в никчемную бумажку. Критика из Парижа настолько взволновала политическую элиту стран-новобранцев, что, в частности, некий депутат литовского сейма предложил США сделать Литву своим 51-м штатом, к тому же, по его разумению, это еще и дешевле обойдется.

В свете подобных настроений в ЦВЕ и Балтии надежды евроцентристов на возрождение идеи франко-германского оборонительного союза в качестве ядра будущей оборонной политики ЕС как-то завяли и поблекли. К тому же ограниченность средств, в том числе военных, усугубляет зависимость объединенной Европы от США. Многие европейские государства извлекают выгоду из нынешнего положения. Даже в Париже и Берлине пока еще не усматривают, какую выгоду они могли бы получить из большего согласования своей внешней политики, дипломатии и военных потенциалов.

Симбиоз европеизма с атлантизмом, крепкая сцепка ЕС с НАТО в военно-политической сфере не дают европейскому "центру силы" встать на ноги и заговорить своим голосом. Европа, с одной стороны, пытается сбалансировать США в мировой политике, а с другой, расхождения между старыми и новыми странами - членами ЕС подрывают его исторический базис: франко-германскую ось и "мотор" интеграции. В этой неопределенной ситуации важно для России иметь четкое представление, какова будет концепция объединенной Европы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2075
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4767
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2613
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3001

Другие новости