0
1319
Газета В мире Интернет-версия

28.12.2004 00:00:00

Разворот на Восток невозможен

Тэги: алексеев, корея, сша


алексеев, корея, сша Александр Алексеев: 'Политика России останется многовекторной'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– В связи с событиями на Украине некоторые эксперты предлагают переориентировать внешнюю политику России на Восток и заняться поиском союзников в Азии. Что вы думаете об этой идее?

– Разворот внешней политики России на Восток невозможен. Это абсолютно алогично. Такая страна, как Россия, не может быть ориентирована на Восток, на Запад, на Юг или на Север. Это противоречило бы нашим национальным интересам. У России многовекторная политика, и она таковой останется.

– Три года назад Россия и КНР заключили новый договор о дружбе. Может ли он стать основой для создания альянса, направленного, с одной стороны, против терроризма, а с другой – против гегемонии США?

– Россия и Китай стали другими. Коренным образом изменился и характер их отношений. Мы стали друг для друга стратегическими партнерами – зрелыми и надежными. Иная эпоха потребовала иного межгосударственного договора – основательного и всеобъемлющего международно-правового акта, который отразил итоги развития отношений России и Китая за последние годы и определил основополагающие принципы взаимодействия на длительную перспективу.

Вместе с тем российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве не означает рождения некоего военно-политического альянса. Нецелесообразность этого давно поняли и у нас, и в Китае. Это, однако, не мешает Москве и Пекину наращивать сотрудничество по широкому спектру двусторонних вопросов и глобальных проблем, отстаивать общие позиции в рамках ООН и других международных организаций. Скажу больше: в определенном смысле Россия и Китай строят отношения нового типа. Отношения, которые будут, наверное, более характерны для международной жизни в XXI веке.

Договор не направлен против третьих стран – на этот счет в нем даже имеется отдельная статья. Что же касается борьбы с терроризмом, то это, безусловно, одна из приоритетных задач наших двух стран. В ее решении, не отказываясь от двустороннего взаимодействия, мы отдаем предпочтение многосторонним механизмам. Например, в Шанхайской организации сотрудничества имеется соответствующая антитеррористическая структура.

– Москва стала инициатором проведения консультаций с участием Дели и Пекина. Имеется в виду сформировать неформальное объединение трех держав – России, Китая и Индии?

– Концепция сотрудничества России, Индии и Китая предполагает внеблоковую систему взаимодействия. Она нацелена на то, чтобы отстаивать общие внешнеполитические приоритеты, использовать преимущества многосторонней кооперации. В контексте интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе вполне логично вести постоянный диалог с крупнейшими государствами Евразии. Речь идет не о каком-то формальном или неформальном объединении, а о выработке взаимопонимания и общих подходов к проблемам международных отношений.

Думаю, Индия, Китай и Россия способны оказывать значительное влияние на то, что происходит в мире, многое могут сделать сообща для укрепления международного мира и безопасности. В целом отношения России и с Индией, и с Китаем возведены в категорию стратегического партнерства и наращиваются по всему спектру. И Москва, и Пекин, и Дели подтвердили приверженность устойчивому трехстороннему взаимодействию, не нуждающемуся в рамках объединений.

– Почему не был опубликован текст российско-китайских соглашений о разделе трех островов на Амуре и Аргуни? Как мы можем быть уверены, что речь идет не об односторонних уступках?

– Предметом Дополнительного соглашения о российско-китайской государственной границе на ее восточной части, подписанного 14 октября 2004 года в Пекине в ходе визита президента Путина в Китай, стало прохождение линии границы на двух ее участках – в районе острова Большой в верховьях Аргуни и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский близ Хабаровска.

Особенность найденных развязок состоит в том, что в обоих случаях линия границы пройдет не только по водной поверхности рек, но и через острова. В результате суммарная площадь обоих районов распределяется между Россией и Китаем примерно пополам.

В результате компромисса на российской территории останутся как дачные участки, находящиеся на острове Большой Уссурийский, так и расположенный там православный храм и другие сооружения. Над российской территорией будет, как и прежде, проходить глиссада, по которой осуществляется заход самолетов на посадку в аэропорту Хабаровска. Создаются также условия для решения сложных гидрологических проблем города. Таким образом, соглашение реально не ущемило интересов российских граждан и населения Хабаровска, а значение этого документа для будущего России крайне значительно.

Оценить эти договоренности по достоинству смогли, к сожалению, не все не только в российском обществе, но и в Китае. Там тоже кое-кто пытается обвинить руководство в «чрезмерной уступчивости» по отношению к России, чуть ли даже не в «утрате исконно китайских земель». Простое сопоставление подобных заявлений подтверждает, что достигнутое решение действительно носит взаимовыгодный характер и не является попыткой добиться своего за счет партнера.

Что касается публикации текста Дополнительного соглашения, то это вопрос сугубо процедурный. В соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года данное соглашение после его ратификации путем принятия соответствующего федерального закона будет официально опубликовано в Собрании законодательства РФ. В неофициальном же порядке его содержание и суть компромиссов хорошо известны всем желающим.

– Может ли метод пограничного урегулирования с Китаем, когда договоренности были достигнуты без широкого публичного обсуждения, быть применен в отношении четырех островов Курильской гряды? На какой стадии находятся переговоры с Японией?

– Тема территориального размежевания на российско-японских переговорах обсуждается в контексте более широкой проблемы – заключения мирного договора, и механический перенос методов решения наших проблем с Китаем на Японию вряд ли реален. При этом российская сторона исходит из того, что заключение мирного договора между Россией и Японией возможно лишь на основе соблюдения международно-правовых норм и принципов, в духе взаимного уважения и доверия. Развитие между Россией и Японией широкомасштабного сотрудничества во всех областях может способствовать достижению этой цели. Важную роль при этом, безусловно, играет знакомство общественности с историческими и юридическими реалиями проблемы и понимание необходимости ее окончательного решения. Окончательная формула решения вопроса, независимо от техники ведения переговоров, должна быть принята и одобрена народами и парламентами обеих стран как отвечающая их национальным интересам. Для этого нужно прилагать усилия, чтобы была создана принципиально новая атмосфера партнерства и добрососедства.

– Вы обсуждали недавно с послом США Александром Вершбоу ядерную проблему на Корейском полуострове. Есть ли изменения в позициях России и США?

– Беседа с послом США подтвердила известные позиции двух стран по этому вопросу. Оба государства однозначно выступают за скорейшее возобновление шестисторонних переговоров. Они сделают вместе с партнерами все возможное, чтобы была назначена конкретная дата четвертого раунда переговоров. Мы хотели бы, чтобы по крайней мере в первом квартале следующего года этот раунд состоялся.

– Где пройдут переговоры?

– Скорее всего там же, где был третий раунд, – в Пекине.

– Как Россия относится к требованиям ЕС о том, чтобы Иран прекратил производить ядерное топливо, которое может быть применено в военных целях? Достигнута ли договоренность с Ираном о том, чтобы отработавшее ядерное топливо с АЭС, строящейся с помощью России, возвращалось к нам?

– Мы поддерживаем достигнутую между Ираном и европейской «тройкой» (Германией, Францией и Британией) договоренность о введении в Иране добровольного моратория на работы по обогащению урана. Сегодня речь не может идти о прекращении производства ядерного топлива, поскольку Иран этот процесс не начинал, да и возможностью такой пока не обладает. С другой стороны, мы постоянно говорили иранской стороне о том, что налаживать полностью самостоятельное производство ядерного топлива и создавать замкнутый ядерный топливный цикл Ирану экономически не выгодно. Гораздо больше интересам этой страны отвечало бы налаживание широкомасштабного сотрудничества в ядерной области с импортом ядерного топлива и возвращением отработавшего топлива. Россия готова оказывать Ирану в этом всемерное гарантированное содействие.

Россия и Иран согласовали протокол, призванный юридически оформить договоренность о возврате в Россию отработавшего ядерного топлива с АЭС в Бушере. Предполагается подписать протокол одновременно с дополнением к контракту, регулирующему технические и коммерческие условия возврата ОЯТ. Рассчитываем, что согласование этого дополнения к контракту завершится в ближайшее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
895
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1514
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1103
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
588

Другие новости