0
602
Газета В мире Интернет-версия

12.07.2005 00:00:00

Иран не может быть соперником

Тэги: дедов, иран, сотрудничество, прогноз, ядерная программа


– Алексей Юрьевич, ожидаете ли вы изменений в российско-иранских отношениях после вступления в должность нового президента Махмуда Ахмади Нежада?

 

– Уже сейчас можно сказать, что каких-либо принципиальных изменений в российско-иранских отношениях не будет. Вскоре после своего избрания Ахмади Нежад лично подтвердил преемственность стратегической линии руководства Ирана на дальнейшее развитие взаимовыгодного многовекторного сотрудничества с Россией.

 

– Расскажите о развитии российско-иранских отношений на нынешнем этапе?

 

– За последние годы российско-иранские отношения достигли высокого уровня. Сейчас связи России и Ирана развиваются как в сфере политического взаимодействия на двухстороннем, региональном и международном уровнях, так и в области высоких технологий, образования и культуры. Более того, благоприятный политический фон значительно способствует активному развитию торгово-экономических связей. Объем торговли за прошлый год вырос на 43% по сравнению с 2003 годом и превысил два миллиарда долларов. Примерами плодотворного двустороннего сотрудничества могут служить АЭС в Бушере, телекоммуникационный спутник «Зохре», совместные проекты в рамках международного транспортного коридора Север–Юг.

 

– Как развиваются отношения между Москвой и Тегераном в прикаспийском регионе?

 

– Каспийской теме в общем контексте российско-иранских отношений всегда уделялось особое внимание. Прежде всего события последних десятилетий привели к необходимости определить новый правовой режим Каспийского моря, который ранее регулировался только двусторонними соглашениями между Россией и Ираном. С одной стороны, возросло значение моря как кладовой энерго- и биоресурсов. С другой – дестабилизация ситуации в Закавказье, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, связанная во многом с деятельностью подпольного террористического интернационала, привлекла внимание к Каспию многих внерегиональных держав, пытающихся в своих интересах воздействовать на происходящие там события.

На этом фоне особую важность приобретает взаимодействие России и Ирана с другими прикаспийскими государствами в сфере обеспечения стабильности и безопасности. Москва выступила с инициативой формирования на Каспии совместных военно-морских сил оперативного назначения «КАСФОР» для предотвращения угрозы терроризма, распространения ОМУ, борьбы с наркотиками и защиты экологических интересов региона.

В последнее время наметились подвижки в сторону достижения консенсуса по вопросу правового статуса Каспийского моря. Согласовано до 80% текста конвенции, однако по принципиальным вопросам, касающимся юрисдикции национальных и рыболовных зон, милитаризации Каспия, транзита военных и торговых судов, согласия пока не найдено.

 

– В некоторых западных изданиях проходила информация о том, что активное развитие сотрудничества Ирана с прикаспийскими государствами все сильнее противоречит интересам России и между Тегераном и Москвой могут возникнуть серьезные противоречия. Как вы комментируете такие сообщения?

 

– Подчеркну, что Россия рассматривает Иран исключительно как своего регионального партнера, а не соперника. Не случайно самая высокая степень доверия между двумя странами имеет место как раз при обсуждении таких ключевых вопросов, как международная безопасность, разоружение и нераспространение ОМУ, а также борьба с терроризмом и экстремизмом.

Экономическая деятельность Ирана в прикаспийском регионе действительно активна, однако в ряде случаев речь идет о совместных с Россией либо параллельных проектах. В частности, недавно между Ираном и Таджикистаном был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству ГЭС Сангтуде-2 на реке Вахш. Стоимость контракта – 220 миллионов долларов, при этом 180 миллионов из этой суммы предоставляет иранская сторона. На той же реке Россия сооружает ГЭС Сангтуде-1, которая и мощнее, и дороже. Другой интересный и перспективный проект несет уже многосторонний характер и разрабатывается в рамках создания уже упомянутого международного транспортного коридора Север–Юг. Речь идет о строительстве железнодорожной ветки Казвин–Решт–Астара, которая свяжет центральный Иран с северным, выйдя через горы на побережье Каспия, а далее через Азербайджан с Россией и Европой. Значимость этой ветки трудно переоценить, однако осуществление данного проекта сопряжено со значительными инженерными трудностями. Казвин, так же как и Тегеран, расположен на плато, которое находится на высоте более тысячи метров над уровнем моря, а Решт, будучи на берегу Каспия, – ниже уровня моря на семь метров. При этом расстояние между плато и морем всего 70–80 км. Уклон такого градуса приемлем для автомобильного, но представляет значительные технические сложности для железнодорожного транспорта.

Следует отметить также, что на фоне кризисных ситуаций в Ираке, Афганистане и ряде центральноазиатских и закавказских республик Иран фактически оказался островом относительной стабильности в центре, пожалуй, самого неспокойного региона в мире.

 

– Спокойствие на этом острове, однако, может в любой момент нарушить обострение кризиса вокруг иранской ядерной программы. Какую роль Россия, будучи главным партнером Ирана в освоении ядерных технологий, играет в урегулировании этого кризиса?

 

– Роль российской дипломатической службы в урегулировании кризиса вокруг иранской ядерной программы следует рассматривать в контексте всей ситуации. В ноябре прошлого года в Париже было достигнуто соглашение между Ираном и «европейской тройкой» (Франция, Германия, Великобритания), по которому Иран обязывался предоставить гарантии мирной направленности своей ядерной деятельности, а европейцы – пакет преференций в области экономики, науки, технологий и безопасности. Однако с тех пор диалог затянулся и пока не принес каких-либо существенных результатов. В начале июня иранская сторона выступила с предложением ускорить переговорный процесс. В ответ европейские дипломаты заявили, что готовы провести очередную встречу к концу июля или в начале августа. Россия в этом процессе непосредственно не участвует. У нее своя параллельная линия. Ее курирует заместитель министра иностранных дел и главный ядерный переговорщик от России Сергей Кисляк. Он регулярно бывает в Тегеране и неоднократно принимал в Москве делегации соответствующих иранских структур. Последний визит Кисляка в Тегеран состоялся в мае и имел чрезвычайно важное значение: ирано-европейский диалог находился на грани срыва (иранская сторона объявила о готовности возобновить работу по конверсии урана). В результате далеко не простых переговоров удалось добиться того, что иранская сторона заняла более конструктивную позицию.

 

Тегеран–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
730
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
854
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
428
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
296

Другие новости