0
5380
Газета В мире Интернет-версия

24.11.2016 00:01:00

Лорд Дэвид Оуэн: "Европейская армия – это фарс"

Тэги: дэвид оуэн, европейская армия, британия, брекзит, ес, трамп, нато, путин, санкции, алеппо, сирия


дэвид оуэн, европейская армия, британия, брекзит, ес, трамп, нато, путин, санкции, алеппо, сирия Фото Gettyimages

Страны Евросоюза укрепляют оборону, опасаясь чрезмерной зависимости от решений в Вашингтоне. Россия и государства ЕС все еще «притираются» к избранному президенту США Дональду Трампу, который известен своей непредсказуемостью. На вопросы корреспондента «НГ» Евгения ПУДОВКИНА о том, какие контуры примет будущее международной политики, ответил экс-министр иностранных дел Великобритании (1977–1979) и независимый член палаты лордов Дэвид ОУЭН.

Господин Оуэн, на днях Европарламент утвердил резолюцию, которая рекомендует создать штаб-квартиру для планирования и руководства общими операциями, а также увеличить расходы стран ЕС на свою защиту. Между тем Великобритания давно ставит палки в колеса планам военной интеграции ЕС. Как будет развиваться сотрудничество стран Евросоюза в области обороны?

– Британцы не смогут препятствовать европейцам в их намерениях интегрировать свою оборону, ведь этот процесс осуществляется с помощью механизма «продвинутого сотрудничества». (Продвинутое сотрудничество позволяет нескольким государствам углублять свое взаимодействие с согласия Еврокомиссии, но без одобрения всех членов блока. – «НГ».) Вдобавок Лондон уже решил не препятствовать многим аспектам, касающимся учреждения военной штаб-квартиры на уровне ЕС. Что касается создания европейской армии, то эта идея останется фарсом до тех пор, пока страны ЕС будут задействовать свои силы одновременно в обоих институтах – НАТО и ЕС. Фактически это просто двойной счет одних и тех же сил.

Что должно стать приоритетом Британии после выхода из Евросоюза?

– Прежде всего мы должны показать, что готовы продолжать поддерживать европейскую оборону – через структуры НАТО. Средство для достижения этой цели – вносить еще больше средств в бюджет альянса, даже больше, чем требуемый порог в 2%.

Многие в Европе обеспокоены избранием Дональда Трампа президентом США. Насколько серьезно отразится «эффект Трампа» на внешней политике Штатов? Как говорил бывший губернатор штата Нью-Йорк Марио Куомо, «политики проводят кампании в стиле поэзии, но правят в прозе». В какой степени радикализм избранного президента – всего лишь риторика?

– Кандидатуры, которые Трамп предложит на посты госсекретаря и главы Пентагона наверняка будут ориентированы на поддержку НАТО. В то же время сам Трамп скорее всего будет очень настороженно относиться к политике вмешательства в другие страны наподобие интервенций в Ирак, Афганистан и Ливию.

Трамп, по всей видимости, не считает себя скованным какими-то обязательствами, которые он давал во время кампании. В этом контексте система США, которая оставляет значительный задел по времени между выбором президента и его инаугурацией, еще раз продемонстрировала свою гениальность. У Трампа еще есть время выстроить новую компетентную администрацию.

Обозреватели нередко сравнивают Трампа с экс-премьером Италии Сильвио Берлускони, который был одним из немногих друзей Путина на Западе. Найдут ли два лидера общий язык?

– Одно я знаю точно: Путин до сих пор помнит момент, когда в знак солидарности с США и Джорджем Бушем-младшим он беспрецедентно объявил об одностороннем решении закрыть военную базу на Кубе. Однако все, что Путин получил взамен, были пустые слова: «Я посмотрел ему в глаза и убедился в его прямоте и честности – я почувствовал его душу». Трампу будет очень сложно разочаровать Путина так же сильно, как Буш! 

Каких уступок, по вашему мнению, может добиться от избранного президента Кремль?

– Президент Путин знает, что международное сообщество никогда не признает Крым частью Российской Федерации.  Скорее всего Кремль сфокусируется на попытках снятия с России экономических санкций – на что Трамп вполне способен.

Как сообщает британская пресса, правительство в Лондоне готово навести мосты с Трампом. В то же время британцы расходятся с избранным президентом в видении сирийской ситуации. Могут ли Британия и США начать преследовать разные курсы в отношении России?

– Нет. Великобритания и США всегда будут искать совместный консенсус по отношению к России, ведь мы – два главных партнера в НАТО.

Трамп предлагает сфокусироваться на борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), а не на свержении режима Башара Асада. Прислушается ли Трамп к европейцам и британцам, которые выступают против продолжения правления Асада?

– Алеппо, на мой взгляд, уготована судьба Грозного. В Чечне, по мнению Путина, жесткая линия в отношении исламизма сработала. Сам Асад скорее всего останется у власти. Однако под мантрами о борьбе с ИГ могут скрываться какие угодно намерения США и России, поэтому я не исключаю любой исход событий. Но лично я считаю, что Трамп и Путин в ближайшее время займутся темой Израиля. Интересно, что Путин поддерживает связь со всеми участниками урегулирования израильско-палестинского конфликта. Москва преследует цель добиться международного соглашения по Ближнему Востоку и выступить гарантом в такой сделке вместе с США, задействовав для этого свои базы в Сирии.

Как Запад намерен решать «российский вопрос»?

– С 2001 года Запад и Россия упустили массу возможностей выстроить дружественные отношения. Расширив НАТО на восток – вплотную к границам России, США совершили ошибку. Великобритания поддержала такие действия вопреки обещаниям, данным Москве после падения Берлинской стены. Сам Джордж Кеннан (один из основоположников идеи холодной войны и автор стратегии «политики сдерживания». – «НГ») предостерегал нас против таких действий, но мы его не послушали.

В то же время уровень напряжения в отношениях России и Запада сейчас далек от антагонизма времен холодной войны. Конечно, такие действия России, как применение ею кибероружия и увеличение военного присутствия в Калининграде, едва ли улучшают ситуацию. Однако уровень взаимного доверия все-таки заметно выше, чем до падения Берлинской стены.

Как можно разрешить текущие противоречия между Россией и Западом?

– Важность экономических контактов с Россией, которая все еще остается рыночной экономикой, будет довлеть над политикой, и наши отношения могут улучшиться. Я также надеюсь, что формат Совета Россия–НАТО будет чаще задействован для разрешения конфликтов, в том числе в Сирии. К тому же мы должны развивать успех взаимодействия в рамках «шестерки» (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия. – «НГ»), использованной для решения иранской ядерной проблемы. Мы можем, например, использовать такой формат в Грузии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

0
288
Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Ярослав Вилков

0
1674
Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.04.25

0
2054
Три опоры Казахстана

Три опоры Казахстана

Андрей Выползов

Токаевские «апрельские тезисы» как ключ к разрешению фундаментальных вызовов в мире

0
2679

Другие новости