Если Трамп не найдет общий язык с властями Мьянмы, он не против договариваться с качинскими сепаратистами, вооруженными не хуже правительственных сил. Фото Reuters
США могут пересмотреть свои отношения с Мьянмой (до 1989 года эта страна называлась Бирмой), сообщило агентство Reuters, ссылаясь на свои источники, в том числе в Белом доме. После военного переворота в 2021 году и свержения демократически избранного правительства власть в этой стране Юго-Восточной Азии перешла в руки военных. С тех пор Вашингтон избегал прямого взаимодействия с новым мьянманским руководством, критикуя его за нарушения прав человека. Однако когда речь зашла о возможности начать добычу редкоземельных металлов (коими Мьянма богата), администрация президента Дональда Трампа решила пренебречь некоторыми принципами. Кроме того, экономическое сотрудничество с США уменьшит в стране влияние Китая.
Reuters сообщает, что американское правительство выслушало предложения, которые касаются Мьянмы и ее залежей редкоземов. Для США (и всего мира в целом) эти природные ресурсы достаточно важны. Их используют при производстве практически любой техники: от бытовой до военной. Особый интерес Трампа к этим полезным ископаемым объясняется еще и тем, что мировым лидером в добыче и переработке редкоземов является Китай – главный, с точки зрения действующего американского президента, геополитический соперник США.
В случае с Мьянмой обсуждение только началось, сообщили Reuters источники, знакомые с вопросом. Пока неясно, приведут ли дискуссии к ощутимой смене риторики США по отношению к потенциальному партнеру. Если вдруг Вашингтон решится на осуществление планов по привлечению мьянманских ресурсов, его ожидает несколько трудноразрешимых проблем.
Первая из них связана с безопасностью. С 1948 года и вплоть до настоящего времени в Мьянме то затухая, то разгораясь вновь идет гражданская война. Центральное правительство борется с группировками национальных меньшинств, которых в стране очень много. С недавних пор не един и сам центр. После выборов в 2015 году правящей партией стала Национальная лига за демократию (НЛД). Фактическим лидером страны оказалась нобелевский лауреат, государственный советник Аун Сан Су Чжи, чей пост был эквивалентен должности премьер-министра. В 2021 году произошел военный переворот, в результате которого демократическое правительство было свергнуто, и к власти пришла армия, которую также называют Татмадау. Главнокомандующий Мин Аун Хлайн возглавил так называемое временное правительство и руководит страной по сей день. В США переворот осудили, не стали устанавливать с хунтой дипломатические отношения и ввели против Мьянмы санкции.
В настоящее время против Татмадау выступают этнические вооруженные организации, которые создали нацименьшинства (качины, карены, шаны, рохинджа и другие). Часть территории страны контролируется Народными силами обороны (НСО) – вооруженным крылом правительства в изгнании, которое в основном сформировали сторонники Аун Сан Су Чжи.
И вот, по данным Reuters, администрации Трампа предложили два плана. Один предусматривает переговоры с правящей хунтой для заключения мирного соглашения с повстанцами Армии независимости Качина (KIA). Эта группировка контролирует северные территории, населенные народом качин, где расположены богатые месторождения редкоземельных металлов. Другой вариант предполагает, что США будут работать с KIA напрямую, не привлекая Татмадау. По данным СМИ, автором обеих планов стал некий мьянманец, бывший советник Аун Сан Су Чжи.
Схожие предложения выдвигал экс-глава Американской торговой палаты в Мьянме Адам Кастильо. На встрече в офисе вице-президента США Джей Ди Вэнса 17 июля он предложил последовать примеру Китая и выступить посредником в урегулировании конфликта хунты и качинских сепаратистов. В январе 2025 года КНР добилась подписания соглашения о прекращении огня между правительством и KIA, однако не факт, что оно будет действовать долго. В истории гражданской войны в Мьянме такого рода договоренностей было много и все они оказывались кратковременными. «Рекорд» был поставлен в 2023 году, когда договоренность о перемирии между правительством и антиправительственным альянсом, состоящим из трех сепаратистских группировок, действовала всего неделю.
Вторая проблема тесно связана с первой – логистика. Во многом из-за гражданской войны транспортная инфраструктура в Мьянме крайне неразвита. Ситуация усугубляется гористой труднопроходимой местностью страны. Бывший советник Аун Сан Су Чжи предложил осуществлять поставки и переработку редкоземов через Индию – давнего соперника Китая. Однако здесь возникает третья проблема, и это – сам Пекин.
Маловероятно, что КНР будет бездействовать, когда на его «заднем дворе» будут промышлять американцы и уводить из-под носа ценные ресурсы. Тем более что у Китая достаточно рычагов давления на Татмадау. Правительство КНР вливает миллиарды долларов в Мьянму и реализует различные проекты в области транспорта и энергетики. Конечно, не бесплатно: большая часть добытых редкоземельных металлов отправляется как раз в Китай. Однако факт остается фактом – режим Мин Аун Хлайна продержался до сих пор только благодаря поддержке Пекина. Несмотря на это обстоятельство, хунта, похоже, не так уж и негативно настроена по отношению к новому главе Белого дома.
После того как Трамп разослал лидерам стран письма-предупреждения о пошлинах, которые будут введены с 1 августа, Мин Аун Хлайн рассыпался в комплиментах американскому президенту и похвалил его за «сильное лидерство», хотя и попросил все-таки снизить 40-процентную ставку. Лидер хунты также заявил, что готов направить переговорную группу в Вашингтон, если это потребуется.
Учитывая все факторы, перспективы кардинальных перемен в политике США по отношению к Мьянме выглядят призрачными. Между Пекином и Вашингтоном только установился шаткий паритет после заключения торговой сделки, установившей американские таможенные тарифы на уровне 30%. Кроме того, налаживание импорта редкоземов потребует серьезных вложений и относительной стабилизации политической ситуации в стране. В условиях, когда Трамп придерживается стратегии «Америка прежде всего», а в международной политике его внимание приковано к событиям на Ближнем Востоке, Мьянма не значится в списке приоритетов американского правительства. Тем не менее, исключать, что примирение США и Мьянмы на основе проекта по добыче редкоземельных металлов состоится, нельзя. Трамп уже проявлял готовность резко менять внешнюю политику страны, совершая неожиданные, на грани авантюры, действия. Возможно, так будет и в случае с Мьянмой.