Премьер-министр Нарендра Моди (в центре) и его сторонники полны решимости отстоять суверенитет Индии. Фото Reuters
Премьер-министр Индии Нарендра Моди ищет достойный ответ на давление президента США Дональда Трампа, наказавшего Дели за покупку нефти у РФ. Это наказание в виде 50% тарифа больно ударит по экономике Индии. Ведь примерно 20% ее экспорта идет в США. Подчиниться столь бесцеремонному нажиму – это значит для Моди потерять лицо, посеять сомнения среди избирателей в том, что Индия полностью суверенна. Многие чиновники предлагают, чтобы Дели вернулся к политике неприсоединения.
Как ни парадоксально, сдвиг в политике Индии могли лицезреть миллионы телезрителей, наблюдавших за тем, как Моди и лидеры двух других стран – России и Китая – Владимир Путин и Си Цзиньпин держали друг друга за руки во время саммита ШОС в Тяньцзине. The New York Times (NYT) пишет, что переводчик Моди покинул в этот момент свое место и принялся снимать эту сцену на телефон. Премьер Индии тем самым хотел послать миру месседж. Смысл его состоял в том, что три державы едины в неприятии диктата со стороны Вашингтона. И в Белом доме это послание заметили. Трамп сказал: «Они хотели, чтобы я это увидел. И я увидел». То есть месседж дошел до адресата.
Но после этого Моди быстро вернулся в Дели. И тем самым он послал миру совершенно иной месседж. Моди отказался присутствовать на параде в Пекине, так как часть вооружений, которые показывал Китай, могут быть использованы на спорной границе против Индии.
Конфликт между Индией и Китаем привел в 1962 году к краткосрочной войне, в которой Индия потерпела неудачу. Этот эпизод побудил правительство Индии, которое возглавлял Джавахарлал Неру, завязать тесные связи с Советским Союзом. Тем не менее приверженность Индии политике неприсоединения, одним из родоначальников которой был Неру, сохранилась.
Члены Движения неприсоединения, прежде всего страны Азии и Африки, освободившиеся от колониального правления, взяли на себя обязательство не участвовать в военных блоках и не поддерживать экспансионистские устремления великих держав, к числу которых относились США, Британия, Франция, Китай и СССР. Старт Движению дала Азиатско-африканская конференция, которая состоялась в Бандунге, Индонезии, в 1955 году. В ней участвовали 29 глав государств. Через шесть лет прошла конференция в Белграде. «Звездами» той встречи были Иосип Броз Тито (Югославия), Гамаль Абдель Насер (Египет), Джавахарлал Неру , Кваме Нкрумы (Гана) и Сукарно (Индонезия).
В настоящее время число участников движения превышает 100. Последняя конференция состоялась в Кампале (Уганда) в январе 2024 года. На саммит собрались представители более 90 стран, в том числе 30 глав государств. Но блеск этого движения на международной арене потускнел. Моди давно перестал пропагандировать заповеди Движения неприсоединения, в частности, потому что считал целесообразным наладить взаимодействие с США в военной области. Америка и ее союзники – Япония, Австралия – рассматривались в Дели как потенциальные союзники в споре с Китаем. Не случайно Дели согласился войти в группировку QUAD с этими тремя государствами. Правда, в Дели заявляли, что это вовсе не военный блок, а структура для диалога между ее участниками. Однако ВМС Индии регулярно проводили совместные учения на море с партнерами по диалогу. С другой стороны, в марте близ порта Ченнаи состоялись совместные маневры кораблей ВМФ России и ВМС Индии.
Как пишет NYT, Моди взял на себя значительный риск, когда без шумихи налаживал взаимодействие с Америкой. Оно сулило Дели экономические и дипломатические выгоды. Да и поставки вооружений США тоже были важны. Но сегодня, когда разразился скандал с тарифами Трампа, видные деятели госаппарата Индии ратуют за возвращение к принципам неприсоединения, которые ясно и четко сформулировал Неру. Прислушается ли премьер к их мнению? Проблема в том, что Неру был одним из столпов партии «Индийский национальный конгресс», которая находится в оппозиции к правящей Бхаратия Джаната партии.