Фото Reuters
Евросоюз считает так называемый теневой флот одним из важнейших источников доходов для России. Тема борьбы с ним с целью нанести ущерб российской экономике станет одной из главных на заседании Совета ЕС по иностранным делам 20 ноября в Брюсселе.
Как считают в Брюсселе, за три года, с тех пор как в декабре 2022 года появился термин «теневой флот», Россия превратилась в теневую морскую державу. Там ссылаются на данные компании S&P Global, согласно которым почти 19% всех танкеров – это теневой флот и суда, большинство которых участвуют в экспорте российской нефти и нефтепродуктов в обход санкций за боевые действия РФ на Украине. Причем флот танкеров под фальшивыми флагами используется не только для скрытой перевозки нефти, но и для саботажа и гибридных операций против Европы. А незастрахованные и ржавые суда создают риски для окружающей среды и безопасности на море.
По словам верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каи Каллас, чтобы еще больше сократить военные расходы России, нужен «более решительный подход к борьбе с теневым флотом на уровне ЕС».
Разработкой такого подхода и займутся в четверг главы МИД стран – членов ЕС. Ожидается, что они обсудят целый ряд возможных ограничений в рамках международного морского права, инициируют совместные расследования в отношении подставных компаний и выскажутся за более тесную координацию в борьбе против теневого флота с партнерами по «большой семерке».
В Брюсселе хотят воспользоваться тем, что Вашингтон вновь усилил санкционное давление на Россию. «Сейчас, когда США вернулись к санкционной политике и намерены более тесно сотрудничать со странами G7, появился новый, более сильный импульс в вопросе санкций, в том числе в отношении теневого флота», – заявил накануне высокопоставленный чиновник на брифинге в Брюсселе. По его мнению, возобновление трансатлантического сотрудничества усиливает политический вес предстоящих решений ЕС по этому вопросу.
Судя по документу Европейской службы внешних связей (EEAS), подготовленному к заседанию министров иностранных дел стран ЕС, в Брюсселе хотят договариваться со странами, под чьими флагами ходят суда теневого флота РФ, чтобы заранее получать право на их досмотр. В нем подчеркивается, что суда, транспортирующие российскую нефть, представляют угрозу для окружающей среды, безопасности судоходства, критически важной инфраструктуры, а также могут быть использованы как «платформы для гибридных атак против территории ЕС». Утверждается, что такие суда уже оказывались под подозрением в том, что являются стартовыми площадками для беспилотников, вероятно, используемых Москвой для разведки и дестабилизации работы гражданских аэропортов в Европе.
Министры рассмотрят целесообразность заключения двусторонних соглашений с государствами, под флагами которых ходят суда теневого флота, о заранее одобренных досмотрах. Для этого ЕС уже вступил в контакт с некоторыми странами, которые предоставляют подобные услуги России.
Кроме того, Брюссель намерен «задействовать различные инструменты», чтобы стимулировать эти страны снимать с регистрации внесенные в черные списки суда теневого флота. А таковых после включения в 19-й пакет антироссийских санкций еще 120 судов уже насчитывается более 560. EEAS утверждает, что Панама согласилась снимать с регистрации суда, подпавшие под рестрикции ЕС, а также приняла решение прекратить регистрацию плавсредств старше 15 лет.
Судя по всему, цель ЕС – разрушить теневой флот как таковой. Задержки и досмотры судов, юридические разбирательства, необходимость менять маршруты – все это делает морские операции для РФ дорогими и рискованными. Если страховщики начнут отказываться от этих танкеров, то, как считают в Брюсселе, «вся схема рухнет».
Ожидается, что по итогам встречи министров Каллас «попросит Совет ЕС санкционировать начало переговоров о двусторонних соглашениях с определенными государствами». А координировать работу по противодействию теневому флоту будет спецпосланник, должность которого только что учреждена в рамках EEAS.
В Брюсселе пояснили, что новая должность создана для упорядочивания обмена данными о теневом флоте между странами – членами ЕС с целью совместной выработки более действенных мер противодействия. Ведь Евросоюз не обладает всей полнотой информации о судах, задействованных в теневом флоте. В качестве причин называются частые смены названий судов, структур собственности и стран их регистрации.




