Премьер-министр Таиланда Анутхин Чанвиракун приказал военным подготовиться к непредвиденным ситуациям на границе с Камбоджей. Фото с сайта www.thaigov.go.th
Таиландский премьер-министр Анутхин Чанвиракун официально объявил о приостановке мирной договоренности с Камбоджей, подписанной при посредничестве президента США Дональда Трампа. Таким образом, один из конфликтов, урегулирование которых ставит себе в заслугу глава Белого дома, рискует вспыхнуть вновь. В июле обострение территориального спора между восточноазиатскими соседями привело к пяти дням боевых действий. Тогда за стол переговоров Таиланд и Камбоджу усадил Трамп, пригрозив тем, что не будет заключать с ними торговых соглашений.
Причиной для приостановки режима прекращения огня послужил взрыв наземной мины 10 ноября, в результате которого пострадали четыре таиландских солдата. Утром следующего дня состоялось экстренное заседание Совета национальной безопасности Таиланда для обсуждения эскалации напряженности между Бангкоком и Пномпенем.
Чанвиракун заявил: взрыв мины показал, что «враждебность по отношению к нашей национальной безопасности не снизилась, как мы ожидали». Он добавил, что все действия, предусмотренные камбоджийско-таиландской мирной декларацией, подписанной 26 октября во время саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), будут приостановлены. Согласно документу, тайландская сторона должна освободить 18 камбоджийских военнопленных. Их передача должна была начаться в конце следующей недели. Помимо этого планировался вывоз тяжелого вооружения и наземных мин из приграничной зоны. Таиландское правительство возобновит выполнение условий соглашения только после того, как враждебные действия со стороны Камбоджи прекратятся. В Бангкоке считают, что мина, на которую наступил солдат, была размещена в зоне патрулирования недавно, что является нарушением мирных договоренностей.
Между тем в Камбодже на этот счет иное мнение. Министерство национальной обороны страны выразило сожаление в связи с ранениями тайландских солдат и отвергло обвинения Таиланда. Мины – это реликты прошлых конфликтов, заявили в оборонном ведомстве. С 1967 по 1989 год на территории Камбоджи велись боевые действия, в которых так или иначе были также замешаны военные Таиланда, Вьетнама и США. Весной 1989 года премьер-министром страны стал Хун Сен, активный участник войны. Два года назад его на этом посту сменил сын Хун Манет.
Как бы то ни было, власти Таиланда настроены серьезно. По итогам заседания Чанвиракун поручил Министерству обороны ужесточить меры военного характера и в полном объеме провести операции, необходимые для защиты территории страны. Министерство внутренних дел займется информированием жителей приграничных поселений о мерах безопасности и маршрутах эвакуации, а учения по реагированию на чрезвычайные ситуации проведет Министерство образования. Отдано распоряжение и Министерству здравоохранения подготовиться к возможным инцидентам в зонах риска. Министерство иностранных дел направит официальный протест камбоджийскому посольству и обратится к Временной группе наблюдателей АСЕАН с разъяснениями ситуации. Группа, в которую входят представители из Сингапура, Малайзии, Индонезии, Лаоса, Филиппин, Вьетнама и Брунея, была развернута в приграничных районах для контроля соглашения о прекращении огня.
Сам конфликт стал следствием невозможности сторон договориться о принадлежности древних храмов, расположенных в приграничных территориях. Летом там происходили столкновения камбоджийских и таиландских военных, а также ряд провокаций – например, исполнение камбоджийского гимна в одном из храмовых комплексов, а также «несанкционированное» (то есть без уведомления Камбоджи) посещение исторического объекта группой таиландских велосипедистов. Не последнюю роль сыграло и ухудшение отношений двух семей: Чинават в Таиланде и Хун в Камбодже. До недавнего времени премьер-министром Таиланда была Пхетхонгтхан Чинават, дочь одного из предыдущих глав правительства с 2001 по 2006 год Таксина Чинавата. Военные, играющие не последнюю роль в политике страны, отвернулись от Пхетхонгтхан после того, как был обнародован ее телефонный разговор с Хун Сеном. В нем она дискредитировала собственных генералов, прося бывшего лидера Камбоджи не слушать их (см. «НГ» от 02.07.25). Сам Хун Сен призвал к смене руководства в Таиланде, заявив, что сомневается в способности главы правительства урегулировать обострившийся пограничный спор.
Говоря о перспективах перехода к военным действиям, старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Китая и современной Азии РАН Елена Пыльцина отметила, что ни Таиланду, ни Камбодже кровопролитие невыгодно. «Экономика ни одной из сторон длительного военного конфликта не выдержит. В этом вопросе экономический прагматизм скорее всего возобладает», – сказала эксперт. Сама декларация, напомнила она, лишь подчеркивает намерение сторон начать диалог по урегулированию ситуации и не устраняет причины конфликта. «За неделю до подписания соглашения страны начали переговоры по демаркации границы. Однако речь идет о небольшом участке территорий, поэтому все еще сохраняется конфликтогенный потенциал», – подчеркнула Пыльцина. По одной из версий, к обострению отношений между соседями привела также деятельность мошеннических центров. «Они расположены на территории Камбоджи рядом с границей с Таиландом. Есть исследования, которые подтверждают, что камбоджийские власти связаны с этими центрами. Тайландские власти ведут с ними активную борьбу. Поэтому имеется версия, что Камбоджа инициировала этот конфликт, чтобы не допустить вмешательства тайландской полиции», – объяснила эксперт.

