Фото Reuters
Казалось бы, у хозяина Белого дома Дональда Трампа полно забот, помимо конфликта между Камбоджей и Таиландом. Тем не менее он собирается на следующей неделе прибыть в столицу Малайзии, чтобы «освятить» соглашение о мире между двумя государствами Юго-Восточной Азии. Граница длиной 817 км между ними местами не демаркирована, и раздоры о ее прохождении привели к столкновениям в июле в течение пяти дней, в результате которых 48 человек погибли, а сотни тысяч вынуждены были бежать из своих селений.
Пока что действует лишь прекращение огня, но Малайзия в качестве председателя Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) совместно с США работает над тем, чтобы превратить перемирие в декларацию или в документ, именуемый Согласием Куала-Лумпура. Вот Трамп и собирается присутствовать на этом мероприятии. Цель – потеснить Китай в регионе, где он пользуется преобладающим влиянием.
Естественно, ни министр иностранных дел Малайзии Мохамад Хасан, ни ее премьер-министр Анвар Ибрагим ни словом не обмолвились об этом соперничестве. Ибрагим, однако, подтвердил, что Трамп прибудет в Куала-Лумпур на региональную конференцию, которая фактически пройдет одновременно с саммитом АСЕАН. На конференцию, как полагают, помимо президента США могут прилететь премьер-министр Японии (хотя неизвестно, кто именно; ведь в связи с развалом правящей коалиции неясно, кто возглавит правительство в Токио) и президент Южной Кореи.
Как пишет журнал The Diplomat, Малайзия в качестве председателя АСЕАН стремилась заручиться согласием большого числа лидеров на присутствие в региональных конференциях. Что касается Трампа, то пока официального подтверждения его приезда Куала-Лумпур не получил. А с Китаем еще сложнее. Китай обычно в СМИ дает информацию о поездках за рубеж председателя КНР Си Цзиньпина или других высокопоставленных чиновников в считаные дни до события. Поскольку Си побывал в Малайзии в этом году в апреле, скорее всего Китай будет представлять премьер-министр Ли Цян.
Раз Си не почтит Малайзию своим присутствием, то первостепенным вниманием прессы будет пользоваться Трамп. Шумиха вокруг главы Белого дома может заглушить нюансы предстоящих переговоров между Камбоджей и Таиландом. А они важны, если соседи всерьез решили покончить с враждой. Как напоминает агентство АР, Камбоджа и Таиланд согласились на перемирие только благодаря посредничеству главы правительства Малайзии и давлению со стороны Трампа, который пригрозил отменить привилегии по торговле, если соседи не пойдут на перемирие.
Напряженность на границе двух стран не спадает, несмотря на перемирие. В августе несколько таиландских солдат было ранено во время патрулирования буферной зоны вдоль границы. Бангкок заявил, что Камбоджа расставила новые противопехотные мины. Пномпень отверг это обвинение.
Таиланд потребовал, чтобы Камбоджа выполнила четыре условия. Они включают в себя отвод тяжелых вооружений от границы, расчистку земли от мин, предотвращение пересечений границы преступными группировками и управление чувствительными зонами вдоль границы ради того, чтобы избежать новых конфликтов.
Пномпень своего отношения к этим требованиям не высказал. Но глава МИД Малайзии выразил надежду на то, что перемирие будет укреплено и дополнено отводом тяжелой артиллерии и очисткой от мин.
На фоне кризиса на Украине или в секторе Газа эти проблемы кажутся незначительными. Но Вашингтон и Пекин выступают в Юго-Восточной Азии как прямые конкуренты. В период холодной войны США делали ставку на Таиланд, имели там военную базу, откуда их бомбардировщики совершали налеты на Вьетнам и Камбоджу. Китай же помогал Камбодже даже тогда, когда этой страной правил Пол Пот, подвергавший безжалостному террору не только интеллигенцию, но и простых крестьян и рабочих.
Все это дела дано минувших дней. Сегодня Камбоджа – близкий партнер Китая. Пекин вложил там большие деньги, построил военно-морскую базу, помог усовершенствовать морской порт, который принимает пассажирские и грузовые суда. Однако и с Таиландом, где давно укоренилась китайская диаспора, у КНР тоже сложились дружеские отношения. Поэтому во время предстоящего саммита АСЕАН Пекин будет играть роль доброго дядюшки по отношению к обеим конфликтующим странам. На руку Пекину и то, что Трамп, поддерживавший Израиль в конфликте вокруг Газы, непопулярен в Малайзии.