0
39
Газета Экономика Печатная версия

01.12.2025 20:20:00

Высокотехнологичной продукции добавят налоговых льгот

Правительство РФ расширило перечень технологий для специнвестконтрактов

Тэги: высокотехнологичная продукция, налоговые льготы


высокотехнологичная продукция, налоговые льготы Кабинет министров будет поощрять компании к закупке отечественной технологической продукции. Фото с сайта www.government.ru

В понедельник правительство РФ расширило перечень технологий, при разработке или внедрении которых компании смогут заключать льготные специальные инвестиционные контракты (СПИК). Министры также согласовали новый перечень отечественного высокотехнологичного оборудования, при закупках которого можно получать льготы по налогу на прибыль. В правительстве обещают обсудить изменения правил оценки уровня локализации проектов для льготных специнвестконтрактов.

«Теперь такую льготу (по налогу на прибыль. – «НГ») распространим на критически важные технические средства для горного и экологического машиностроения. Это в том числе бульдозеры, комбайны специализированные, установки для очистки воздуха», – сообщил премьер РФ Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами. Кроме того, льготы распространили также на машины для сортировки и обработки грунта, камня, руды и других минеральных веществ. Решение вступит в силу со следующего года. Чиновники ожидают, что новая мера простимулирует спрос на отечественное инновационное оборудование, а также «повысит конкурентоспособность сложной российской продукции, которая используется при добыче полезных ископаемых».

С этого года для компаний, которые закупают отечественное оборудование, был увеличен повышающий коэффициент к расходам, от которых зависит размер налога на прибыль. Таким образом, при росте расходов на приобретение отечественного оборудования и техники растет размер налоговой льготы. Предоставление льготы должно стимулировать компании приобретать отечественную технику и оборудование.

Однако в общем объеме производства в РФ доля выпуска высокотехнологичной продукции пока невелика и она мало меняется. Такой вывод, в частности, сделали эксперты из данных Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ). Исследователи проанализировали данные об объемах и о структуре отгруженной продукции организаций промышленного производства за период 2020–2024 годов. На протяжении последних лет в целом масштабы выпуска промышленной продукции устойчиво растут. Так, в стоимостном выражении в 2024 году общий объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (по полному кругу организаций) составил 124,4 трлн руб., увеличившись за год на 10,8%. Опережающий рост зафиксирован в добывающих отраслях и обрабатывающей промышленности.

Выпуск высокотехнологичной обрабатывающей продукции, которая создает основу для технологического лидерства и устойчивого развития страны, в денежном измерении продолжает увеличиваться, отмечают в ВШЭ. В 2024 году он составил 6,3 трлн руб. против 5,1 трлн в 2023 году и 3,4 трлн в 2020-м. В совокупности с продукцией среднетехнологичных отраслей высокого уровня объем таких товаров в российской экономике достигает уже 23 трлн руб. (против 13,8 трлн по итогам 2020 года).

Однако доля такой продукции в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающего сектора меняется мало. Так, в прошлом году она составила 27,8% против 27,2% по итогам 2020 года. То есть определенный рост высокотехнологического сектора идет, но точно не быстрее экономики в целом, обращали внимание эксперты (см. «НГ» от 19.05.25).

Также в понедельник правительство РФ расширило перечень перспективных технологий для заключения специнвестконтрактов. По словам первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова, в числе новых технологий – решения для повышения эффективности и экологичности процесса получения первичного, технология прямого извлечения соединений лития из гидроминерального сырья, что снижает энергоемкость и сроки процесса выпаривания металла. «Для нас это важно с точки зрения оптимизации издержек при производстве материалов для литиевых аккумуляторов», – отметил он.

В химии он видит потенциал в использовании технологий получения синтетических латексов, которые применяются в защитных и уплотнительных материалах, в гидроизоляции и медицинских изделиях. «Также акцент сделан на технологии по производству специализированных сополимеров, которые за счет своей эластичности, термостойкости и безопасности используются в широком спектре продукции – от бытовой техники и автокомпонентов до детских игрушек и спортинвентаря», – сказал первый вице-премьер.

Еще одно дополнение перечня касается технологий извлечения диоксида углерода из дымового газа. «Помимо экологического аспекта, реализация проекта расширит возможности получения товарного СО2, востребованного в пищевой и химической промышленности, в металлообработке, в медицине и сельском хозяйстве», – пояснил Мантуров. Кроме того, несколько обновлений, по его словам, предусмотрено по линии технологий для укрепления продовольственной безопасности нашей страны. «Речь идет про инновационный подход к производству водорастворимых удобрений, про передовые решения для производства льняного масла и высокотемпературную обработку молочных изделий», – сказал он.

В июле этого года премьер РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о включении в перечень 21 современной технологии, при разработке или внедрении которой компании смогут заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК версии 2.0). В список тогда вошли технологии, которые могут применяться в том числе в медицине, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, а также строительстве.

«В числе таких технологий – новые способы производства водорода, аммиака, азотной кислоты, гранулированного карбамида, строительных материалов, кормовых ферментных препаратов нового поколения, хлеба и хлебобулочных изделий с увеличенным сроком годности, растительного масла и другой продукции», – отмечали в кабмине.

Напомним, механизм СПИК предусматривает, что инвестор берет на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта с целью создания серийного промышленного производства, при этом государство на федеральном и региональном уровнях обеспечивает неизменность условий реализации проекта, в том числе налоговых. До 2019 года СПИК заключались на срок до 10 лет и не предъявляли жестких требований к технологиям, используемым при реализации проекта. С 2020 года действует обновленная версия механизма – СПИК 2.0. Ее параметры предполагают необходимость включения реализуемой технологии, перечень которых утверждается правительством.

СПИК 2.0 заключаются на более длительный срок (до 15 лет для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд руб, до 20 лет для проектов стоимостью свыше 50 млрд руб.), требуют проведения конкурсного отбора участников, не устанавливают ограничений в виде минимального объема инвестиций.

СПИК зарекомендовал себя как эффективный механизм реализации капиталоемких, технологически сложных проектов, считают в правительстве. По словам Дениса Мантурова, суммарные налоговые отчисления предприятий в рамках СПИК превысили 1 трлн руб. «В ходе реализации СПИК создано порядка 42 тыс. новых рабочих мест. По линии обрабатывающей промышленности сейчас действуют 90 СПИК с общим объемом инвестиций более 2 трлн руб.», – добавил первый вице-премьер. Чаще всего преференциальным режимом пользуются предприятия автомобильной, химической промышленности, фармацевтики, металлургии, сельхоз- и нефтегазового машиностроения.

Также в понедельник он сообщил, что кабмин продолжает расширять возможности СПИК. «Это касается и изменения правил заключения соглашений, направленных на углубление локализации по проектам специнвестконтрактов. Они подготовлены Минпромторгом и в ближайшее время будут рассмотрены на площадке правительства», – проанонсировал чиновник.

Ранее сообщалось, что Минпромторг предлагает снизить целевой порог по уровню локализации для СПИК для ряда отраслей промышленности. В частности, снизить планку по уровню локализации выпускаемых в РФ автомобилей с 7 тыс. баллов до 5,5 тыс. Как сообщалось, пересмотр целевых показателей локализации в автопроме обусловлен «существенными экономическими изменениями». Предлагаемые изменения направлены на новые специнвестконтракты, а также на те, которые были заключены с 1 января 2020 года по 1 января 2026 года.  



Другие новости