После первого отделения на открытии Декабрьских вечеров: солисты Кирилл Солдатов (труба), Дмитрий Маслеев (фортепиано), заслуженная артистка России Полина Агуреева и художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет. Фото автора
В воскресенье, 30 ноября, в день памяти Ирины Антоновой в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина открылся фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В этом году он пройдет в концептуальном симбиозе с открывающейся здесь же 11 декабря выставкой Марка Шагала «Радость земного притяжения». И программа вечеров, и выставка, как заинтриговали в музее, полны премьер. Первый сюрприз сразу бросается в глаза – архитектурное преображение Белого зала, полностью изменившее и восприятие пространства, и акустику. О том, чем способен удивить фестиваль, рассказал его художественный руководитель Юрий Башмет.
Начиная пресс-конференцию, посвященную открытию уже 44-го по счету международного фестиваля «Декабрьские вечера», Ольга Галактионова вспомнила, что чуть ли не первое, о чем ее спросили, когда она давала свою первую пресс-конференцию на должности директора ГМИИ, была судьба фестиваля.
Вопрос о том, не закроют ли его, по словам Галактионовой, повергал в шок, поэтому сейчас она еще раз уверила, что, по крайней мере пока она возглавляет музей, фестиваль будет продолжаться и развиваться.
В этом году Декабрьские вечера пройдут не просто в контексте или созвучии, а в концептуальном симбиозе с выставкой Марка Шагала «Радость земного притяжения». Многослойная музыкальная программа фестиваля охватывает произведения от любимого Шагалом Моцарта до современных художнику композиторов.
Сама же выставка предполагает переосмысление музейного пространства – и прежде всего Белого зала ГМИИ, где проходят все фестивальные выступления. В зале восстанавливается «коробочка» Еврейского камерного театра, в котором Шагал в 1920 году расписал девять панно.
И это настоящий сюрприз. Если раньше, стоило войти в Белый зал, взгляд сразу же, скользя по колоннам, устремлялся вверх (настолько зал просторный, наполненный воздухом и торжественный), то теперь ощущения иные.
Словно попадаешь в другое – тайное и таинственное – измерение: внутрь причудливой, немного тесной музыкальной шкатулки, а не только театра (хотя задумывался именно он, что станет очевидно после открытия выставки, когда на пока «голых» фальшстенах появятся картины).
По словам Галактионовой, при подготовке к выставке одно из опасений было, что такая трансформация ухудшит акустику в зале. А получилось – во многом непреднамеренно – наоборот.
Это подтвердил на конференции и художественный руководитель Декабрьских вечеров дирижер Юрий Башмет: раньше в зале все немного гудело, акустика была расплывчатой, а теперь звучание стало лучше.
И на новой выставке, и на Декабрьских вечерах удивительного обещано много. «Радость земного притяжения» охватывает «русский период» творчества Шагала: посетители увидят не только известные произведения, переданные в том числе из постоянной экспозиции других музеев, но и работы из частных коллекций.
Одной из премьер выставки станет также «Комната семьи Шагал» – воссозданный интерьер с подлинными предметами мебели из дома художника в Витебске.
Уникальна и программа Декабрьских вечеров, предполагающая, что в ней должны быть в том числе такие музыкальные произведения, которые ранее в России не исполнялись или которые редко можно услышать (впрочем, это главная характеристика всего фестиваля: один из примеров – именно на Декабрьских вечерах в 1984 году состоялась премьера в стране оперы Бенджамина Бриттена «Поворот винта»).
|
| Фото автора |
А во втором отделении музыкально-литературное действо по поэме Владимира Маяковского «Облако в штанах» (читал заслуженный артист России Игорь Гордин) предполагало такие яркие вкрапления и мощные инструментальные «высказывания» (это и Стравинский, и Прокофьев, и Шостакович), которые как раз и должны были в концентрированном виде продемонстрировать главный принцип фестиваля, изначально в него заложенный, – синтез искусств: живописи, музыки и поэзии.
«Это как машина времени», – провел аналогию Башмет. На сцене совместными усилиями создаются условия для того, чтобы каждый слушатель отправился в собственное воображаемое путешествие по разным эпохам.
«Наша задача не давать вам ответов, а дать пищу для ума и рычаги для вашего собственного ответа. Вы и ваша фантазия должны стать соавтором», – рассказал Башмет. Соавтором артистов на сцене, а также Стравинского, Прокофьева или Шостаковича. Поэтому ценные открытия, личные сенсации у каждого будут свои.
Следующие концерты, подробные анонсы которых можно найти на сайте музея, пройдут 5, 7, 11, 16, 18, 21 и 25 декабря. Однако, как это традиционно случается с подобными событиями, билеты, особенно из нижнего ценового сегмента, на многие вечера были раскуплены почти молниеносно. На момент сдачи номера больше всего не распроданных пока билетов осталось на 16 декабря «Вечер вокальной музыки» и 18 декабря «Вечер хоровой музыки» (от 12 тыс. руб.).
Что ж, возможно для того, чтобы еще больше «расширить стены музея» (к чему, как рассказал Башмет, призывала Ирина Антонова, не опасаясь экспериментов внутри музея с разными музыкальными жанрами), стоит попробовать в будущем дать возможность проникнуться атмосферой вечеров большему числу желающих – виртуально, в записи.

