Швейцарцы не хотят, чтобы в их стране улицы с дорогими магазинами оказались заполнены беженцами. Фото Reuters
В Швейцарии подведены итоги всенародного референдума, на который был вынесен вопрос об обложении наследства миллионеров крупным налогом. Подавляющее большинство швейцарцев высказалось против. Так провалилась инициатива, призванная сократить разрыв между богатыми и бедными и снизить стоимость жизни в одной из самых «дорогих» стран мира. Референдум прошел на фоне обсуждения во многих европейских странах мер, направленных на уменьшение сверхдоходов богачей.
На референдум, инициированный одной из старейших и влиятельных левых политических сил страны, Социал-демократической партией, был вынесен вопрос о введении налога в размере 50% на унаследованное состояние в случае, если оно превышает 50 млн швейцарских франков (62 млн долл. США). Социал-демократы предлагали направить вырученные таким образом средства на борьбу с изменением климата. Их ждало жестокое разочарование: подавляющее большинство (78%) швейцарцев высказались на референдуме против предложения партии.
Для страны это не первая попытка заставить сверхбогатых вносить дополнительные отчисления в бюджет. В 2015 году тоже предлагалось обложить налогом большое наследство. Тогда речь шла о 20% на состояние, превышающее 2 млн швейцарских франков (почти 2,5 млн долл.). За счет дополнительных поступлений в бюджет планировалось увеличить пенсионные выплаты. В 2021 году на референдум было вынесено предложение, которое повысило бы сборы для доходов физических лиц с капитала (это, например, доход от процентов по вкладам, дивидендов по акциям или арендной платы от сдачи имущества в аренду и др.). Оба раза дело дошло до всенародного голосования, на которых обе инициативы были убедительно отвергнуты.
Казалось бы, должно быть наоборот. Сторонники увеличения налогов на богатых разъясняют с цифрами в руках, что чем больше миллионеры и миллиардеры платят – тем меньше цены на все. Швейцария известна своей дороговизной, на которую жалуются не только туристы, но и местные жители. Вместе с тем всякий раз оказывается, что минусы налогов на сверхбогатство перевешивают возможные плюсы. Минусов, как разъясняли в правительстве Швейцарии и ряде партий, выступивших против нынешнего референдума, много.
Во-первых, это снижение инвестиционной привлекательности страны. Пусть новые налоги и будут приносить доход в бюджет, существуют опасения, что его размеры окажутся в разы ниже, если крупный капитал начнет покидать страну. В такой ситуации для швейцарцев гораздо надежнее выглядит сохранение существующих налоговых правил. Во-вторых, минусом выглядит и предлагаемое социал-демократами целевое назначение сборов с богачей: многие швейцарцы голосовали против из-за несогласия с дополнительными тратами на борьбу с изменением климата или повышение пенсий. В-третьих, сопротивление введению федеральных налогов идет со стороны кантонов – государственно-территориальных единиц Швейцарии. Они пользуются высокой налоговой автономией, поэтому болезненно воспринимают идею введения дополнительных общих сборов с населения. В 24 из 26 кантонов и так взимаются налоги с наследства, но по более низким ставкам, чем предлагают социал-демократы.
Наконец, четвертое: миграционный вопрос. В стране около 30% населения – мигранты, зачастую в первом поколении. Тем не менее высокая стоимость жизни и препятствия в получении разрешения на длительное пребывание в Швейцарии обеспечивают и высокий уровень обратной миграции – процесса возвращения переселенцев на родину или в страну прежнего проживания. Таким образом, осесть в Швейцарии могут лишь изначально хорошо обеспеченные иностранцы или те, кому удалось найти высокооплачиваемую работу. По данным Федерального агентства статистики страны за 2023 год, большая часть мигрантов – это выходцы из европейских стран. Среди них высока доля немцев, французов, итальянцев и португальцев. Самой большой группой мигрантов являются украинцы, но рост их числа вызван российско-украинским конфликтом, по окончании которого, как надеются многие швейцарцы, украинцы уедут домой.
Отказ от налога на большое наследство в Швейцарии может вызвать резонанс за пределами страны. Ведь референдум по инициативе социал-демократов произошел тогда, когда подобные же инициативы обсуждаются и в других странах Европы. Дискуссии такого рода особенно часто возникают в странах с высоким уровнем государственного долга и низкими темпами экономического роста.
В августе поднять налоги для богатых предложил министр финансов от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Ларс Клингбайль. По его расчетам, это позволит сократить бюджетный дефицит, который составит 4,25% ВВП в 2027 году. В сентябре премьер-министр Баварии Маркус Зёдер предложил повысить налог на наследство, дав право каждой земле устанавливать свои ставки.
В Великобритании был представлен проект бюджета на 2026 год. Из выступления канцлера казначейства Рейчел Ривз от 26 ноября стало известно о том, что планируется ввести «налог на особняки», который будет действовать для объектов недвижимости дороже 2 млн фунтов стерлингов. Для принятия проект бюджета должен быть одобрен нижней палатой парламента, затем будет принят финансовый законопроект. Летом, когда ходили слухи о введении налогов для богатых, многие представители бизнеса грозили покинуть страну.
Во Франции, страдающей от огромного государственного долга и бюджетного дефицита, левые партии выступают за введение налога на богатство. Их настойчивость значительно затрудняет процесс принятия финансового плана на следующий год. По мнению левых, такая мера позволит обеспечить казну дополнительными поступлениями. В то же время правительство премьер-министра Себастьена Лекорню стремится сохранить инвестиционную привлекательность Франции, выдвигая, по существу, ту же аргументацию, что и правительство Швейцарии, агитировавшее против одобрения вопроса референдума.
Провал в принятии мер, увеличивающих финансовую нагрузку на богатых, или по крайней мере бурные дебаты о них вызваны и существованием негативных последствий таких налогов. В 2022 году Норвегия повысила налог на богатство. По данным исследования газеты Dagens Naeringsliv это привело к оттоку в том же году более 30 миллиардеров и мультимиллионеров. Для примера: суммарно за 13 лет страну покинуло меньшее количество держателей крупного капитала.
Результаты референдума в Швейцарии выглядят свидетельством в пользу того, что принятие налогов для богатых не станет устойчивым трендом для Европы. Призывы в стиле революций прошлого не находят отклика в сердцах нынешнего поколения европейцев. Скорее наоборот: в ситуации, когда страна может лишиться финансовой поддержки бизнеса, социальная справедливость и идея сокращения неравенства отходят на второй план.

