Президент Франции Эмманюэль Макрон и президент Украины Владимир Зеленский обсудили мирный процесс, по которому пока есть больше вопросов, чем ответов. Фото Reuters
Решающей для достижения договоренности по украино-российскому конфликту назвала начинающуюся неделю верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас. Считать так есть основания. Во вторник, 2 декабря, состоятся переговоры в Москве спецпредставителя президента США Стива Уиткоффа. В понедельник президент Украины Владимир Зеленский вел переговоры в Париже с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Днем ранее американская и украинская делегации встречались во Флориде. В центре всех обсуждений – мирный план Дональда Трампа, это, возможно, последняя надежда остановить конфликт в нынешнем году.
Очень продуктивными, но оставляющими место для дальнейшей работы назвал свои воскресные переговоры во Флориде госсекретарь Марко Рубио. Он же сообщил, что важнейшим элементом обсуждения стали гарантии безопасности Украины – то, что во всех версиях плана Трампа, которые стали достоянием прессы, было прописано крайне поверхностно. И это притом, что в руководстве ЕС требовали от США конкретики на данную тему. В резолюции Европарламента, принятой на прошлой неделе, в частности, говорилось, что на Украину должны быть распространены те же гарантии безопасности, что и на страны НАТО. Фактически речь идет о включении страны в Североатлантический альянс, может быть, без юридического оформления этого процесса. По данным на понедельник нет оснований считать, что с этим предложением Белый дом согласен.
Телекомпания CNN сообщила, что на американо-украинских переговорах во Флориде обсуждался вариант закрытия для Украины дверей в НАТО. Причем какие-либо документы на этот счет должны подписать РФ и страны самого альянса. Правда, телекомпания ссылалась на свой анонимный источник. Следует также учесть, что CNN – рупор оппонентов Трампа, поэтому интерпретировать переговоры в нежелательном для него ключе там могли. Сами участники встречи во Флориде никаких заявлений на этот счет не делали. Кстати, с украинской стороны переговоры вела делегация во главе с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Рустемом Умеровым. Прежний главный, после президента страны, переговорщик Андрей Ермак во Флориду не приехал. Он отставлен от должности главы президентского офиса и стал фигурантом уголовного дела. Есть ли тут прямая связь с переговорами, которые идут по плану Трампа, участники переговорного процесса не говорят.
Как бы то ни было, Зеленский отчасти взял на себя функции Ермака, который пытался играть роль главного переговорщика с Западом от Украины. В понедельник украинский президент был в Париже. Здесь он не только пообщался с Макроном, но и провел телефонные беседы с рядом европейских лидеров. Участниками этой телефонной конференции были также председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и генсек НАТО Марк Рютте. Известно также, что среди телефонных собеседников Зеленского был и Уиткофф.
По тому, чем сочли нужным поделиться участники переговоров понедельника, можно сделать вывод: самым сложным на сегодняшний день вопросом, который может «похоронить» весь мирный процесс, являются как раз гарантии безопасности Украины. О них в общении с журналистами говорили и Зеленский, и Рубио, и европейские политики.
|
|
Дональд Трамп считает, что, несмотря на препятствия, есть хорошие шансы добиться мира в ближайшее время. Фото Reuters |
Между тем, если США и ЕС не выступят хоть с какой-то консолидированной позицией, о любой договоренности по завершению российско-украинского конфликта стоит забыть. Даже если мирные предложения Трампа в их окончательном виде устроят Кремль (что не факт), воплотить их в жизнь не получится. Помощь, в том числе военная, от ЕС – ключевой фактор, обеспечивающий устойчивость Украины, в странах ЕС находятся российские арестованные активы, по линии ЕС введены основные антироссийские санкции. Словом, без ЕС Трамп что-либо сделать вряд ли сможет. Впрочем, сам Трамп считает, что пока переговорный процесс идет хорошо. Об этом он так и сказал журналистам на борту своего самолета.




