Президент Эмманюэль Макрон рассчитывает мобилизовать молодых добровольцев для усиления армии Франции. Фото Reuters
Президент Эмманюэль Макрон может объявить о введении во Франции добровольной военной службы в четверг, 27 ноября. Об этом сообщили французские СМИ, ссылаясь на недавнее выступление Макрона на полях саммита «большой двадцатки» в южноафриканском Йоханнесбурге. Власти страны пытаются подготовить общественное мнение к войне.
Макрон намерен мобилизовать молодых добровольцев для усиления армии на случай опасности для Франции, вызванной «военными амбициями Москвы» и изменчивой позицией американского союзника при Дональде Трампе. «В мире, в котором мы живем, полном неопределенностей, роста напряженности, если мы действительно хотим быть в безопасности... Франция должна быть сильной нацией с сильной армией, но и со способностью к коллективной мобилизации», – цитирует заявление Макрона в Йоханнесбурге газета Le Figaro.
По данным источников газеты, в Париже рассматривается набор на добровольную службу от 10 тыс. до 50 тыс. человек в год. Она может длиться до 10 месяцев и оплачиваться в размере около 900 евро. Согласно «Национальному стратегическому обзору Франции-2025», который обобщает усилия Парижа в сфере обороны и безопасности, внедрение добровольной военной службы будет направлено на «укрепление национального единства» и «создание резерва кадров, готовых к мобилизации в случае кризиса».
Этот проект изучался в течение нескольких месяцев на фоне ситуации в сфере безопасности, которая вынуждает Францию адаптироваться. Саму идею добровольной службы Макрон представил 13 июля, выступая перед высшими военными чинами накануне Дня взятия Бастилии. Перед лицом Европы, «оказавшейся под угрозой со стороны России», «нужна нация, способная выдержать, быть мобилизованной», заявил он, пообещав озвучить решения на этот счет осенью.
Поскольку осень подходит к концу, Макрон все же намерен выполнить свое обещание. Тем более что идею сейчас поддерживает определенная часть французского политического класса.
«Все, что может способствовать духу обороны, национальной устойчивости и выражать патриотические чувства, которые дремлют в народе, является положительным», – заявил председатель комиссии по иностранным делам и обороне Сената Седрик Перрен, представляющий партию «Республиканцы». А лидер «Национального объединения» Жордан Барделла написал в соцсети, что выступает за «военную службу, открытую для добровольцев».
На данный момент Вооруженные силы Франции насчитывают около 200 тыс. действующих военнослужащих и 47 тыс. резервистов. Ожидается, что к 2030 году их число увеличится до 210 тыс. и 80 тыс. человек соответственно. Согласно оценкам начальника штаба сухопутных войск генерала Пьера Шилля, добровольная мобилизация может удовлетворить потребность в «накоплении массы», необходимой для ведения конфликта в течение длительного времени.
Похоже, власти пытаются подготовить французов к возможным жертвам в случае военных действий. Однако их усилия с трудом воспринимаются населением, которое ощущает себя далеким от боевых действий на Украине. Так, многих привели в шок высказывания начальника штаба Вооруженных сил Франции генерала Фабьена Мандона о том, что страна должна быть «готова смириться с потерей своих сыновей». Как и столкнуться с новыми экономическими тяготами, поскольку «придется отдать приоритет военному производству».
Ранее Макрон неоднократно подчеркивал, что возвращение к армии по призыву, отмененному в 1997 году при президенте Жаке Шираке, малореалистично – как из-за огромных затрат, так и по причине утраты необходимой инфраструктуры. Однако в 2019 году он запустил так называемую Всеобщую национальную службу (SNU), которая должна была стать символом единства страны и гражданской ответственности молодого поколения.
Впрочем, ограниченный бюджет и недостаточная популярность SNU не позволили выполнить те задачи, на которые рассчитывал Макрон. По сути, месячный курс для 15–17-летних юношей, частично организованный по военному образцу, оказался символической инициативой. А теперь стало ясно, что обновленная программа SNU останется добровольной. Чтобы сделать ее обязательной, во Франции просто нет финансовых ресурсов.
«Накануне выступления Макрона в Йоханнесбурге в Париже в ночь с 21 на 22 ноября Национальное собрание Франции голосовало за раздел бюджета, относящийся к доходам, – сказала в комментарии «НГ» заведующая Отделом глобальных проблем ИНИОН РАН Наталия Лапина. – 404 депутата проголосовали против. Это означает, что премьер-министру Себастьену Лекорню не удалось достичь политического компромисса, на который он рассчитывал. Не найдя поддержки политиков, премьер обратился к французскому обществу. Он говорил о том, что в случае непринятия бюджета на следующий год, а сделать это по правилам надо до 23 декабря, во Франции сохранится бюджет 2025 года. А это значит, что не удастся увеличить военные расходы на 13%, или на 6,7 млрд евро, как планировало правительство. Вновь в качестве аргумента используется страх, поскольку французов постоянно пугают российской угрозой».

