Лидер венесуэльской оппозиции Мария Корина Мачадо уверена, что Трампу все-таки придется с ней считаться.
Фото Reuters
Дональд Трамп, пообщавшись по телефону с фактическим руководителем Венесуэлы вице-президентом Делси Родригес, назначил обед с лидером венесуэльской оппозиции Марией Кориной Мачадо. Накануне Сенат Конгресса США стараниями сторонников американского президента отклонил резолюцию, запрещающую главе государства самостоятельно принимать решение о новом вторжении в эту южноамериканскую страну. Таким образом, Трамп решил оставить себе свободу действий в отношении Венесуэлы, не связывая себя поддержкой только одной стратегической линии.
На пресс-конференции, прошедшей непосредственно после захвата Николаса Мадуро, президент США сразу же расставил приоритеты. Он сказал, что, хотя Мачадо и «милая женщина», иметь дело он будет не с ней, а с Родригес. И это несмотря на то, что США официально признают победителем президентских выборов 2024 года в Венесуэле, а значит, и легитимным президентом страны Эдмундо Гонсалеса Уррутиа. Он стал кандидатом от оппозиции после того, как Мачадо запретили баллотироваться и ей пришлось выставить вместо себя этого политика из ее окружения. Но Трамп не был бы Трампом, если бы слово, сказанное им, было окончательным.
С той пресс-конференции не прошло и двух недель. И вот президент США проводит обед с Мачадо. Важен уже сам факт подобной встречи. Он свидетельствует о том, что Трамп решил не сбрасывать со счетов венесуэльскую оппозицию и не полагаться исключительно на функционеров режима Мадуро, который, лишившись своего лидера, похоже, устоял. Из видимых примет того, что с утратой руководителя в Венесуэле что-то поменялось, пока только загадочная амнистия, объявленная властями. Загадочная она потому, что цифры освобожденных политических заключенных сильно разнятся. Власти объявляют о четырех сотнях амнистируемых (но их поименные списки не публикуются). Венесуэльская оппозиция и правозащитники утверждают, что вышло около 70 человек, причем значительная их часть – иностранцы. Двоих освобожденных итальянцев встречала на родине премьер-министр Италии Джорджа Мелони, видимо, единственный европейский лидер, поддерживающий контакты и с Родригес, и с Мачадо.
В числе тем, которые Трамп и венесуэльские политики не могут не затрагивать в ходе своих бесед, есть и экспорт нефти. Американцы продолжают захватывать танкеры, идущие из Венесуэлы. В четверг, 15 декабря, произошел очередной такой захват. Добычей американских военных оказался танкер Veronika c грузом нефти. При этом, как выяснилось, наземная операция в Венесуэле вовсе не снята с повестки.
Трампу удалось добиться отклонения предложенной в Сенате резолюции, запрещающей ему после захвата Мадуро дальнейшие боевые действия в этой стране без санкции Конгресса (которую он с высокой долей вероятности не получит). Это еще и подтверждение того, что президент по-прежнему контролирует Республиканскую партию. В ходе процедурного голосования резолюция была поддержана Сенатом, где однопартийцы Трампа имеют большинство, благодаря голосам пяти сенаторов-республиканцев. К удивлению многих наблюдателей, среди проголосовавших за данный документ были не только известные партийные оппозиционеры Лиза Мурковски, Рэнд Пол и Сьюзан Коллинз (ей, как утверждают СМИ со ссылкой на источники, после голосования Трамп звонил лично и говорил с ней на повышенных тонах с использованием ненормативной лексики). Резолюцию поддержали два, как казалось, убежденных трамписта – Джош Хоули и Тодд Янг. Это уже было похоже на бунт в партии и раскол пропрезидентского большинства в ней. Однако после окрика из Белого дома на голосовании за принятие резолюции Хоули и Янг изменили свою точку зрения и проголосовали против. Бунт подавлен, а впечатление, что курс президента в отношении Венесуэлы не разделяют даже в его партии, осталось.
Симпатизирующие демократам американские СМИ все чаще сообщают, что по внешней политике в окружении Трампа обнаруживаются разногласия между двумя ответственными за нее людьми. Госсекретарь Марко Рубио старается отстаивать позиции, более соответствующие привычному курсу США. А вице-президент Джей Ди Вэнс, метящий в следующие президенты, старается быть большим трампистом, чем сам Трамп. Именно его голосом была отклонена резолюция Сената. 50 сенаторов проголосовали за нее, 50 – против, и по закону решающее слово должно было быть за вице-президентом. Так благодаря Вэнсу Трамп получил право ударить по Венесуэле еще раз, если сочтет это нужным. Президент США ранее без обиняков сказал, что, если теперь венесуэльские власти, какими бы они ни были, не будут делать то, что им скажут из Вашингтона, последует новое американское вторжение в эту страну.

