0
1897
Газета Акцент Интернет-версия

14.06.2006 00:00:00

От концертино к фисгармонии

Тэги: гармонь, аккордеон, история


гармонь, аккордеон, история С легкой руки Петра Ильича Чайковского гармонисты сменили фуражку и цветок за ухом на фрачную пару и бабочку.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Итак, считается, что первая настоящая гармонь была создана в России в 1783 году. Но и на Западе ее своеобразный переливчатый звук пришелся по душе музыкантам, и тамошнее гармонное дело развивалось самобытным путем.

В 1827 году английский физик Чарльз Уитстон создал необычный инструмент – концертино. В отличие от гармони клавиши на нем прямо в корпусе. В 1900 году на выставке в Париже первый приз получило концертино вятского мастера Ивана Федоровича Сунцова, делавшего инструменты по английскому подобию.

На основе концертино германские мастера создали инструмент с очень низким и густым звучанием – банденеон, который потом стал очень популярным в Аргентине: без него не представишь аргентинское танго, именно бандонеон так охотно использовал в своей музыке знаменитый Астор Пьяццола.

Необычайно популярной в Европе была и остается губная гармошка. Ее прародитель – китайский духовой язычковый инструмент шэн (sheng), появившийся в 3000 году до н.э. В переводе «шэн» значит «громкий голос». Корпус шэна – чаша с отверстиями в дне, в которую по окружности воткнуты 13–24 бамбуковые трубки, внутри каждой – медный проскакивающий язычок. Для игры нужно дуть в мундштук и зажимать отверстия в нижней части трубок. Попав в Европу, шэн расшевелил фантазию 16-летнего подмастерья часовщика Христиана Бушманна. В 1821 году он сделал первую губную гармонику из 15 дудочек от волынки.

Мало кто угадает в этом инструменте древнюю китайскую «поющую чашу».
Что до аккордеона, то этот старший брат русского баяна был изобретен в 1829 году венским мастером Кириллом Дамианом. В отличие от русского эквивалента в инструменте вместо клапанов были клавиши. При нажатии на одну из них звучал целый аккорд – отсюда и название. С конца XIX века, когда аккордеоны в большом количестве стали мастерить в саксонском городке Клингентале, многие из них разными путями попадали в Россию. Среди экспонатов московского Музея русской гармоники есть немецкий трофейный аккордеон жителя Ташкента Тимофея Андриановича Туркина, который вместе с владельцем дошел до Берлина и стал одним из инструментов, под которые Лидия Русланова пела у стен поверженного Рейхстага. Аккордеон – инструмент тяжелый, весит до 16 кг, поэтому на нем играли в основном мужчины.

Самая же величественная из гармоник – это фисгармония, относящаяся к классу ножных инструментов. Она была изобретена в 1818 году в Вене Антоном Хекелем. Внешне напоминая клавесин, снизу она имеет широкую педаль, приводящую в действие пневматическое устройство. Таким образом, руки исполнителя освобождены от излишней нагрузки. Благодаря мощному, густому и наполненному звучанию фисгармонии Папа Римский Пий V благословил использовать ее в католических мессах. Этим с успехом пользовались церкви, не имеющие средств на покупку органа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Центробанк ждет появления амбассадоров цифрового рубля

Центробанк ждет появления амбассадоров цифрового рубля

Анастасия Башкатова

Многие россияне в принципе не против получать зарплату в ином виде, однако при условии начисления за это бонусов

0
445
За спадом экономики последуют проблемы у банков

За спадом экономики последуют проблемы у банков

Михаил Сергеев

Риски сокращения ВВП в следующем году нарастают

0
697
Препарат "Океанида" все ближе к практическому использованию

Препарат "Океанида" все ближе к практическому использованию

Татьяна Астафьева

Инновационное средство, разработанное представителями "Роснефти" и "Иннопрактики", получило положительное заключение государственной экологической экспертизы

0
409
Минпромторг проработает отсрочку новых правил расчета утильсбора для иномарок на месяц

Минпромторг проработает отсрочку новых правил расчета утильсбора для иномарок на месяц

0
314

Другие новости