0
1054
Газета Акцент Печатная версия

14.06.2006

От концертино к фисгармонии

Тэги: гармонь, аккордеон, история


гармонь, аккордеон, история С легкой руки Петра Ильича Чайковского гармонисты сменили фуражку и цветок за ухом на фрачную пару и бабочку.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Итак, считается, что первая настоящая гармонь была создана в России в 1783 году. Но и на Западе ее своеобразный переливчатый звук пришелся по душе музыкантам, и тамошнее гармонное дело развивалось самобытным путем.

В 1827 году английский физик Чарльз Уитстон создал необычный инструмент – концертино. В отличие от гармони клавиши на нем прямо в корпусе. В 1900 году на выставке в Париже первый приз получило концертино вятского мастера Ивана Федоровича Сунцова, делавшего инструменты по английскому подобию.

На основе концертино германские мастера создали инструмент с очень низким и густым звучанием – банденеон, который потом стал очень популярным в Аргентине: без него не представишь аргентинское танго, именно бандонеон так охотно использовал в своей музыке знаменитый Астор Пьяццола.

Необычайно популярной в Европе была и остается губная гармошка. Ее прародитель – китайский духовой язычковый инструмент шэн (sheng), появившийся в 3000 году до н.э. В переводе «шэн» значит «громкий голос». Корпус шэна – чаша с отверстиями в дне, в которую по окружности воткнуты 13–24 бамбуковые трубки, внутри каждой – медный проскакивающий язычок. Для игры нужно дуть в мундштук и зажимать отверстия в нижней части трубок. Попав в Европу, шэн расшевелил фантазию 16-летнего подмастерья часовщика Христиана Бушманна. В 1821 году он сделал первую губную гармонику из 15 дудочек от волынки.

Мало кто угадает в этом инструменте древнюю китайскую «поющую чашу».
Что до аккордеона, то этот старший брат русского баяна был изобретен в 1829 году венским мастером Кириллом Дамианом. В отличие от русского эквивалента в инструменте вместо клапанов были клавиши. При нажатии на одну из них звучал целый аккорд – отсюда и название. С конца XIX века, когда аккордеоны в большом количестве стали мастерить в саксонском городке Клингентале, многие из них разными путями попадали в Россию. Среди экспонатов московского Музея русской гармоники есть немецкий трофейный аккордеон жителя Ташкента Тимофея Андриановича Туркина, который вместе с владельцем дошел до Берлина и стал одним из инструментов, под которые Лидия Русланова пела у стен поверженного Рейхстага. Аккордеон – инструмент тяжелый, весит до 16 кг, поэтому на нем играли в основном мужчины.

Самая же величественная из гармоник – это фисгармония, относящаяся к классу ножных инструментов. Она была изобретена в 1818 году в Вене Антоном Хекелем. Внешне напоминая клавесин, снизу она имеет широкую педаль, приводящую в действие пневматическое устройство. Таким образом, руки исполнителя освобождены от излишней нагрузки. Благодаря мощному, густому и наполненному звучанию фисгармонии Папа Римский Пий V благословил использовать ее в католических мессах. Этим с успехом пользовались церкви, не имеющие средств на покупку органа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Несостоявшийся триумф

Несостоявшийся триумф

Алексей Олейников

Огнотская операция Кавказской армии в годы Первой мировой войны

0
641
«Цицерон» на пути в «Сатурн»

«Цицерон» на пути в «Сатурн»

Андрей Мартынов

0
352
Без повышений и наград

Без повышений и наград

Мартын Андреев

Безымянные герои Стены Памяти

0
125
Россия рухнула во тьму

Россия рухнула во тьму

Виктор Леонидов

О «сбережении народа» и о 100-летии Октября

0
1300

Другие новости

Загрузка...
24smi.org