Александр Лукашенко пытается понять, как одновременно дружить с США и не испортить отношений с Россией и Китаем. Фото с сайта www.president.gov.by
Во вторник Александр Лукашенко собрал совещание, повестка которого была обозначена так: «По вопросам глобальной международной обстановки и развитию белорусско-американских отношений». В ходе общения со своими ближайшими соратниками президент Беларуси сделал ряд громких заявлений. В частности, выразил готовность предметно обсуждать «большую сделку» с США, осудил Нобелевский комитет и заранее отказался от премии. Но в то же время активно высказался за мир на Украине. Эксперты отмечают, что действия Трампа на белорусском направлении помогают ему избавиться от образа абсолютного циника и прагматика.
В совещании, которое провел президент Беларуси во вторник, участвовали весьма ответственные лица: премьер-министр Александр Турчин, госсекретарь Совета безопасности Александр Вольфович, глава администрации президента Дмитрий Крутой, генеральный прокурор Андрей Швед и председатель КГБ Иван Тертель. Лукашенко честно признался этому ближнему кругу: «Я хотел бы сегодня с вами посоветоваться по ряду вопросов. Нам предстоит обсудить прежде всего вопросы глобальной международной обстановки, как она характеризуется, какое место занимает Беларусь в этой глобальной ситуации. Это во-первых. И во-вторых, очень важный вопрос – наши отношения с Соединенными Штатами Америки».
Про глобальную обстановку, впрочем, президент говорит регулярно, а вот про отношения с Америкой действительно было сказано сущностно важное. Президент отметил, что двусторонний диалог приобрел «некоторый положительный импульс». «Наверное, все-таки настало время что-то говорить по этому поводу. Но прежде чем что-то говорить о белорусско-американских отношениях и особенно перспективах этих отношений, я хотел бы сегодня с вами посоветоваться», – признался президент.
Он рассказал, что именно требует подробного обсуждения: «С учетом наметившегося прогресса в контактах с Вашингтоном нам необходимо выработать дальнейший алгоритм белорусско-американских отношений на перспективу. При этом мы должны более четко определить свои приоритеты. Также важно установить, как у нас модно сейчас говорить, красные линии, переход которых для нас неприемлем. Важно учитывать, чтобы наши действия ни в коем случае не нанесли вред не только белорусско-российским, но и белорусско-китайским отношениям, а также нашим обязательствам перед другими дружественными странами в рамках участия Беларуси в евразийских интеграционных объединениях».
Действительно, это вопросы весьма непростые, тем более что Беларусь, оказывается, по словам президента, может идти на определенные компромиссы и первой делать шаги навстречу, ожидая от американцев, что они будут выполнять обещанное. Так, он привел в пример ситуацию с отменой санкций в отношении авиакомпании «Белавиа». Лукашенко пояснил: «Наши руководители «Белавиа» заявляют о том, что снятие данных санкций еще не полностью освобождает от каких-то глупых обязательств «Белавиа». И не всегда, и не везде мы можем летать, ремонтировать или покупать. Американцы это признают. Они говорят, надо какое-то время для того, чтобы «хвосты» эти ликвидировать. Хорошо».
Президент не просто доверяет Трампу и его команде в подобных частных вопросах, но и готов на большее. «Будем ждать их предложения глобальные, большой сделки, как они умеют говорить (любят они эти большие сделки). Мы к этому готовы. Мы готовы с ними заключить большую сделку. На одной чаше весов их вопросы, просьбы и требования, на другой чаше весов – наши вопросы и требования. Решаем? Давайте будем решать. Мы к этому готовы. Предложения Дональда Трампа в этом плане я абсолютно оцениваю нормально. Но должны быть учтены и наши интересы. И все должно быть честно, как когда-то мы с американцами договаривались», – подчеркнул Лукашенко.
Он также признался: «Если американцы хотят урегулировать конфликт на Украине и видят там какую-то небольшую нашу роль, мы готовы в этом участвовать». А затем произнес, наверное, одну из самых ярких своих миротворческих тирад: «Мы о своей позиции заявили: мир, мир и только мир. Украина должна существовать как суверенное независимое государство. Мы за то, чтобы война была остановлена сейчас, в противном случае исчезнет это независимое суверенное государство. Тем более что некоторые (знаете кто) уже посматривают на западные области Украины».
Присутствующие с пониманием кивнули. Но Лукашенко тут же озвучил свой дружеский совет президенту США: «Никакие «Томагавки» вопрос не решат. Это эскалирует ситуацию до ядерной войны. Наверное, это лучше всех понимает Дональд Трамп, который не спешит отдавать это смертоносное оружие и разрешать бить вглубь России, как на это рассчитывает президент Зеленский». Лукашенко снова подверг разгромной критике Нобелевский комитет, назвав его политизированной структурой, но продемонстрировал глубокую осведомленность о тайных договоренностях: «Неприсуждение Нобелевской премии Дональду Трампу с учетом заявлений разного рода нобелевцев тоже можно принять. Они обещают, что в будущем году он точно получит Нобелевскую премию мира».
Президент также поделился своими сокровенными мыслями: «Если бы кому-то из вас или мне предложили эту премию, я бы точно от нее отказался. Потому что, ну слушайте, мы знаем по нашим деятелям, какой вклад они внесли в установление мира в мире вообще. Да ничего не сделали. Наоборот – способствовали и подталкивают Беларусь к этой так называемой войне». Белорусский президент сделал вывод: «Если обещана премия Дональду Трампу в будущем году, значит, мы можем рассчитывать на то, что он будет проводить политику мира. По крайней мере до вручения ему этой Нобелевской премии. Но то, что он ее получит, это безусловно. Поздравлять его с этим, еще раз подчеркиваю, нам не следует».
Между тем политолог Александр Класковский на одном из оппозиционных интернет-ресурсов так описывает логику действий Трампа на белорусском направлении в перспективе следующей номинации на премию: «Если удастся освободить около 1300 заложников режима Лукашенко – это тоже будет выглядеть триумфом и, надо думать, повысит шансы на Нобелевку. Белорусский кейс выгоден Трампу и в том смысле, что выглядит противовесом мнению о нем как об абсолютном цинике, очеловечивает имидж».