0
963
Газета Антиквариат Интернет-версия

23.10.2009 00:00:00

Устойчивое мероприятие, или Жизнь налаживается

Тэги: цдх, антикварный салон


В Центральном доме художника проходит очередной Российский антикварный салон, трудно поверить, но уже XXVII по счету. В тяжелое кризисное время салон оказался одним из самых устойчивых мероприятий художественной жизни Москвы: компания «Экспопарк» и антиквары не только не отказались от его проведения, но и вполне убедительно показали, что выход из кризиса не за горами. После тоскливого XXVI салона, который проходил весной, нынешняя ярмарка антиквариата производит благоприятное впечатление и радует оживленной атмосферой.

Конечно, салон смотрится беднее докризисных выставок 2007–2008 годов, когда от предметов искусства (правда, разного качества) ЦДХ буквально ломился. Сегодня все скромнее, заметно исчезновение многих старожилов антикварной торговли. Это, впрочем, может быть связано не столько с кризисом, сколько с давно витающим в воздухе мнением, что для серьезных дилеров салон себя уже исчерпал. Но те, кто остался и нашел силы, возможности и смысл участвовать в салоне, показывают весьма достойное качество вещей. Цены антиквары называть не любили никогда, теперь же в условиях нестабильного рынка – подавно. Но есть на салоне полотна, стоимость которых превышает миллион долларов.

В кризисной обстановке даже третий этаж смотрится всего лишь как отдельный жанр, имеющий право на существование. Это «маленькая тишинка», вечные развалы, шумные, нелепые по сочетаниям предметов, иногда просто безвкусные, но при этом порой очень даже дельные. На втором этаже от шпалерной развески и смешения всего со всем уйти также не удается, несмотря на то что до кризиса явно наметилась положительная тенденция. Многие стенды представляют как раз такое бессмысленное и неживописное нагромождение вещей, но те, кто еще до кризиса выбрал для себя путь минимализма и эстетства, придерживаются его и сегодня. Как всегда, приятно лаконична экспозиция галереи «Элизиум» – Штеренберг, Фальк, Тышлер и темпера «Фавны» Бориса Григорьева, проданная уже в начале салона. Очаровательный Пушкин, какой-то даже для Пушкина слишком красивый, взирает со стенда «Русской усадьбы». С большой долей вероятности это последний из известных прижизненных портретов поэта, подписанный загадочной монограммой, которую сейчас эксперты пытаются разгадать: среди вариантов Григорий Оленин, друг Пушкина, написавший о нем воспоминания. Романтическая экспозиция, посвященная морской теме в творчестве русских художников XIX–XX веков, у галереи «Альбион».

Часть стендов вообще показывают удивительные в кризисное время почти музейно-исследовательские скрупулезные экспозиции. Галерея «Ковчег» выставляет работы замечательного художника Ростислава Барто, учившегося у Александра Шевченко и входившего в ОСТ. На стенде «Галеев галереи» – созвездие из обнаженных пышнотелых барышень, полюбившихся в качестве моделей Николаю Тырсе, одному из лучших графиков начала XX века, живописное наследие которого известно гораздо меньше. Галерея «На Ленивке» выступила с камерной экспозицией рисунков Мстислава Добужинского «Семейный альбом» (портреты членов его семьи, зарисовки домашних интерьеров). По новому зазвучали в этот раз стенды галерей, занимающихся искусством Востока, – специальная экспозиция салона в этот раз посвящена Японии. Некоммерческий проект «Самураи: путь кисти и меча» представляет мечи и доспехи, созданные для самураев, живописные свитки, ширмы, мебель, предметы керамики и бронзы.

На пресс-конференции Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (ICAAD) преподнесла несколько воодушевляющих новостей. Во-первых, окончательно утвердившись в CINOA (Confederation Internationale des Negociants en Oeuvres d'Art – Международная конфедерация ассоциаций арт-дилеров), российские антиквары впервые выходят на международную арену. Пока это выражается лишь в небольших шагах, связанных с престижем, – так, например, представители ICAAD участвовали к конференции CINOA, которая прошла в Мюнхене в июне этого года. В 2011 году такая же конференция пройдет уже в России, в Санкт-Петербурге. Вряд ли участие в CINOA значительно повлияет на денежные дела российских антикваров, эти действия направлены скорее на развитие культуры антикварной торговли в России, поднятия престижа профессии антиквара. Но в конечном счете чем больше доверия к продавцу, тем охотнее к нему идут покупатели.

На это же «окультуривание» российского рынка старого искусства направлена и придуманная ICAAD аккредитация экспертов. На пресс-конференции представили список из 20 экспертов, «профессиональную репутацию которых, – как гласит официальное письмо, – антикварное сообщество считает безупречной и компетентность которых оценивает очень высоко». Всего на сегодняшний момент ICAAD аккредитовало 32 эксперта, среди которых как музейные работники, так и сами антиквары. Нельзя не признать, что эта аккредитация внушает намного больше доверия, чем аттестация, которую проводила Росохранкультура. Хочется больше ориентироваться на мнение антикваров, непосредственно работающих с вещами и заинтересованных в грамотной экспертизе, чем на мнение чиновников.

Более того, ICAAD пошла еще дальше и помимо аккредитации экспертов придумала такую же систему для оценщиков – людей, способных оценить сегодняшнюю стоимость произведения искусства в зависимости от состояния художественного рынка. В таких специалистах нуждаются в первую очередь страховые компании, желающие работать с произведениями искусства, банки, которые могут использовать произведения в залог в своих операциях, принимать их в залог, наконец, юристы – в том случае, если речь идет, например, о делах, связанных с наследством. В общем-то, таким оценщиком может быть каждый профессиональный антиквар – он сталкивается с ценами так же часто, как и с произведениями искусства. Но, чтобы придать процессу некий официальный статус, ICAAD создает Гильдию оценщиков, президентом которой выбрала Михаила Перченко, владельца галереи «Старые мастера».

Глава Росохранкультуры Александр Кибовский, также традиционно присутствующий на пресс-конференции, отметил, что салон выглядит «ничуть не хуже предыдущих» и для себя он уже присмотрел несколько интересных вещей. И, видимо, не только он – уже в первые дни работы салона на многих картинах появились красные точки «Продано», многие предметы мебели или ДПИ оказались отложенными. Конечно, антиквары хорошо понимают, что отложить вещь – это еще не купить. Но интерес есть, деньги, кажется, тоже, так что мы смело можем надеяться на скорое оживление российского рынка старого искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
948
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
963
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
668
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
810

Другие новости