0
9805
Газета Кино Интернет-версия

12.06.2015 11:32:00

"Кинотавр": "Страна Оз" в стране дураков

Лучшим фильмом первой половины сочинского фестиваля стала картина Василия Сигарева

Тэги: кино, фестиваль, кинотавр


кино, фестиваль, кинотавр Фото с официального сайта фестиваля "Кинотавр"

Большая часть конкурсной программы позади, и уже можно говорить о явных фаворитах "Кинотавра"-2015. Один за другим прошли показы работ, которые очевидно будут претендовать на фестивальные награды. После череды откровенно слабых и средних картин, публика с воодушевлением принимала фильмы Михаила Местецкого, Александра Котта и, конечно, Василия Сигарева.

В Сочи автор "Волчка" и "Жить" (оба фильма получали в разные годы призы "Кинотавра") привез комедию - новый и неожиданный для Сигарева жанр, но, как выяснилось, более чем органичный. Сам режиссер еще до премьеры называл свою картину "Анти-Елками", а на пресс-конференции пояснил, что "Страна Оз", действие которой, как и в фильмах "Елки", происходит под Новый Год, - своего рода альтернатива. "Раньше мне нечего было смотреть на праздниках, а теперь - есть", - пояснил Сигарев. Яна Троянова в роли "Лены Шабадиновой, допустим" прибывает в большой город в поисках лучшей жизни: в родных Малых Лялях она получала 8000 в месяц, в Екатеринбурге обещают целых 15. Главное для Лены - добраться до улицы Торфорезов, где ей предстоит заступить на смену в круглосуточном киоске. Путешествие длиною в фильм не задается с самого начала, первым подвезти девушку к месту назначения вызывается неадекватный водитель под бутиратом (без шуток одна из лучших ролей Евгения Цыганова). Вслед за ним появляются трусливый бард-любитель интернета и тантрического секса (Владимир Симонов), снегурочки-проститутки (Дарья Екомасова и Алиса Хазанова), "мать диванных воинов" Инна Чурикова и грубый с виду разведенный мужчина с коробкой фейерверков и собачкой Тютей (Гоша Куценко). Отмороженная (и в переносном и в прямом смысле - все-таки действие происходит в зимнем Екатеринбурге) Лена соглашается на все и действует на встречных как лакмусовая бумажка. Хотя, если и говорит что-то, то разве присказку про сестру Ирку, сломавшую копчик. Вокруг взрываются петарды, люди то и дело выпадают с балконов, на трассе "бомбит" мэр Евгений Ройзман, в киоске на улице Торфорезов, параллельно с основным действием, коротают новогоднюю ночь за философскими разговорами о дефекации герои Александра Баширова и писателя и соавтора сценария Андрея Ильенкова. Выглядит не менее безумно, чем звучит, а увидеть за этим карнавалом можно и интерпретацию сказки о волшебнике страны Оз, и экзистенциальную притчу о России, и историю любви. Но лучше всего отдаться природной силе фильма и плыть по течению вместе с героиней, которая в итоге находит кое-что более ценное, чем работа в киоске. Картина Сигарева, безупречно смонтированная и сыгранная, местами обескураживающая своей грубостью, лишенная какого-либо романтического флера - и вдруг трогательная, по-настоящему смешная. И вроде бы уже нашелся прокатчик, и готова переозвученная без мата версия, так что есть шанс увидеть фильм на большом экране - правда, пока трудно представить, каким он станет в цензурированной версии, слишком уж хорошо звучат здесь запретные слова. Впрочем, картина в любом случае вряд ли сильно пострадает (и пострадает ли вовсе?) от подобных изменений. Почти сразу после премьеры "Страны Оз" - в рамках уже Московского кинофестиваля - Сигарев представит еще одну новую работу. На этот раз документальную короткометражку под названием "Крым наш" - про путешествие своей мамы в Крым после его присоединения к России. Кажется, что без черной комедии и в этот раз не обойдется.

Свою первую полнометражную работу показал в основном конкурсе сценарист и режиссер Михаил Местецкий. "Тряпичный союз" рассказывает историю застенчивого ботаника Вани (Василий Буткевич), повстречавшего троих странных приятелей и сбежавшего с ними от мамы на дачу, чтобы там пережить самое важное в своей жизни лето. Эти трое - восхитительные Александр Паль, Павел Чинарев и Иван Янковский - именуют свое братство Тряпичным союзом и уверены, что изменят мир. Искусством, силой, революционной деятельностью - вариантов множество. Их действия разрушительны - здесь будут гореть и рушиться дома, взрываться памятники, разбиваться сердца - и одновременно созидательны. Местецкий слегка увлекается мальчишескими играми, и в какой-то момент сценарий провисает, к счастью совсем ненадолго. "Тряпичный союз" получился этаким "Отрочеством" Ричарда Линклейтера по-русски, очень честной, искренней историей взросления, подросткового поиска, стремления найти свою "стаю" - и одновременно отделиться. Гораздо более точно передающей само состояние человека в этот короткий, быстро и навсегда проходящий период жизни, чем, к примеру, еще один конкурсный фильм о подростках "14+". Во многом благодаря тому, что "Тряпичный союз" построен не на ностальгических воспоминаниях автора об ушедшей юности, а на попытке объяснить, что же это за возраст - через историю об очень странной дружбе, невозможной никогда больше, даже если кажется, что она будет вечной.

И "Страна Оз", и "Тряпичный союз" во многом обязаны успехом игре актеров - но не так, как фильм Александра Котта "Инстайт", камерная история на двоих с Агриппиной Стекловой и Александром Яценко. Последний к слову мелькает в эпизодах чуть ли не каждого второго фильма "Кинотавра", но только у Котта получает возможность сыграть в полную силу. Его герой Зуев после несчастного случая теряет зрение и вынужден учиться жить в темноте. В больнице ему помогает адаптироваться медсестра Надежда, за чувство к которой он хватается, как за соломинку. Надя вроде и отвечает взаимностью, но отчего-то неохотно, урывками, то и дело убегая "за хлебом". Эта, на первый взгляд, незамысловатая, сентиментальная история - вовсе не пошлая мелодрама, а довольно сильная история о невозможной любви. Почти целиком построенная на крупных планах, картина выглядит настоящим актерским испытанием - как для слепого героя, так и для зрячей героини, чьи малейшие мимические движения зритель видит будто под увеличительным стеклом. Оператор Петр Духовской выхватывает светом глаза и губы, походит вплотную и ставить актеров в ту ситуацию, когда сфальшивить было бы преступлением. 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Приношение маэстро и 100 виолончелей

Приношение маэстро и 100 виолончелей

Надежда Травина

Московские фестивали "Вселенная – Светланов!" и Vivacello представили мировые премьеры в исполнении выдающихся музыкантов

0
867
Джонни Депп пытается уничтожить мир "Гарри Поттера"

Джонни Депп пытается уничтожить мир "Гарри Поттера"

Наталия Григорьева

Джуд Лоу играет молодого Дамблдора в сиквеле Дэвида Йейтса "Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда"

0
1718
В Польше любят российское кино

В Польше любят российское кино

Ольга Галицкая

0
764
Будь хорошим мальчиком

Будь хорошим мальчиком

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит новый фильм автора "Гоморры"

0
1175

Другие новости

Загрузка...
24smi.org