0
10654
Газета Кино Интернет-версия

12.06.2015 11:32:00

"Кинотавр": "Страна Оз" в стране дураков

Тэги: кино, фестиваль, кинотавр


кино, фестиваль, кинотавр Фото с официального сайта фестиваля "Кинотавр"

Большая часть конкурсной программы позади, и уже можно говорить о явных фаворитах "Кинотавра"-2015. Один за другим прошли показы работ, которые очевидно будут претендовать на фестивальные награды. После череды откровенно слабых и средних картин, публика с воодушевлением принимала фильмы Михаила Местецкого, Александра Котта и, конечно, Василия Сигарева.

В Сочи автор "Волчка" и "Жить" (оба фильма получали в разные годы призы "Кинотавра") привез комедию - новый и неожиданный для Сигарева жанр, но, как выяснилось, более чем органичный. Сам режиссер еще до премьеры называл свою картину "Анти-Елками", а на пресс-конференции пояснил, что "Страна Оз", действие которой, как и в фильмах "Елки", происходит под Новый Год, - своего рода альтернатива. "Раньше мне нечего было смотреть на праздниках, а теперь - есть", - пояснил Сигарев. Яна Троянова в роли "Лены Шабадиновой, допустим" прибывает в большой город в поисках лучшей жизни: в родных Малых Лялях она получала 8000 в месяц, в Екатеринбурге обещают целых 15. Главное для Лены - добраться до улицы Торфорезов, где ей предстоит заступить на смену в круглосуточном киоске. Путешествие длиною в фильм не задается с самого начала, первым подвезти девушку к месту назначения вызывается неадекватный водитель под бутиратом (без шуток одна из лучших ролей Евгения Цыганова). Вслед за ним появляются трусливый бард-любитель интернета и тантрического секса (Владимир Симонов), снегурочки-проститутки (Дарья Екомасова и Алиса Хазанова), "мать диванных воинов" Инна Чурикова и грубый с виду разведенный мужчина с коробкой фейерверков и собачкой Тютей (Гоша Куценко). Отмороженная (и в переносном и в прямом смысле - все-таки действие происходит в зимнем Екатеринбурге) Лена соглашается на все и действует на встречных как лакмусовая бумажка. Хотя, если и говорит что-то, то разве присказку про сестру Ирку, сломавшую копчик. Вокруг взрываются петарды, люди то и дело выпадают с балконов, на трассе "бомбит" мэр Евгений Ройзман, в киоске на улице Торфорезов, параллельно с основным действием, коротают новогоднюю ночь за философскими разговорами о дефекации герои Александра Баширова и писателя и соавтора сценария Андрея Ильенкова. Выглядит не менее безумно, чем звучит, а увидеть за этим карнавалом можно и интерпретацию сказки о волшебнике страны Оз, и экзистенциальную притчу о России, и историю любви. Но лучше всего отдаться природной силе фильма и плыть по течению вместе с героиней, которая в итоге находит кое-что более ценное, чем работа в киоске. Картина Сигарева, безупречно смонтированная и сыгранная, местами обескураживающая своей грубостью, лишенная какого-либо романтического флера - и вдруг трогательная, по-настоящему смешная. И вроде бы уже нашелся прокатчик, и готова переозвученная без мата версия, так что есть шанс увидеть фильм на большом экране - правда, пока трудно представить, каким он станет в цензурированной версии, слишком уж хорошо звучат здесь запретные слова. Впрочем, картина в любом случае вряд ли сильно пострадает (и пострадает ли вовсе?) от подобных изменений. Почти сразу после премьеры "Страны Оз" - в рамках уже Московского кинофестиваля - Сигарев представит еще одну новую работу. На этот раз документальную короткометражку под названием "Крым наш" - про путешествие своей мамы в Крым после его присоединения к России. Кажется, что без черной комедии и в этот раз не обойдется.

Свою первую полнометражную работу показал в основном конкурсе сценарист и режиссер Михаил Местецкий. "Тряпичный союз" рассказывает историю застенчивого ботаника Вани (Василий Буткевич), повстречавшего троих странных приятелей и сбежавшего с ними от мамы на дачу, чтобы там пережить самое важное в своей жизни лето. Эти трое - восхитительные Александр Паль, Павел Чинарев и Иван Янковский - именуют свое братство Тряпичным союзом и уверены, что изменят мир. Искусством, силой, революционной деятельностью - вариантов множество. Их действия разрушительны - здесь будут гореть и рушиться дома, взрываться памятники, разбиваться сердца - и одновременно созидательны. Местецкий слегка увлекается мальчишескими играми, и в какой-то момент сценарий провисает, к счастью совсем ненадолго. "Тряпичный союз" получился этаким "Отрочеством" Ричарда Линклейтера по-русски, очень честной, искренней историей взросления, подросткового поиска, стремления найти свою "стаю" - и одновременно отделиться. Гораздо более точно передающей само состояние человека в этот короткий, быстро и навсегда проходящий период жизни, чем, к примеру, еще один конкурсный фильм о подростках "14+". Во многом благодаря тому, что "Тряпичный союз" построен не на ностальгических воспоминаниях автора об ушедшей юности, а на попытке объяснить, что же это за возраст - через историю об очень странной дружбе, невозможной никогда больше, даже если кажется, что она будет вечной.

И "Страна Оз", и "Тряпичный союз" во многом обязаны успехом игре актеров - но не так, как фильм Александра Котта "Инстайт", камерная история на двоих с Агриппиной Стекловой и Александром Яценко. Последний к слову мелькает в эпизодах чуть ли не каждого второго фильма "Кинотавра", но только у Котта получает возможность сыграть в полную силу. Его герой Зуев после несчастного случая теряет зрение и вынужден учиться жить в темноте. В больнице ему помогает адаптироваться медсестра Надежда, за чувство к которой он хватается, как за соломинку. Надя вроде и отвечает взаимностью, но отчего-то неохотно, урывками, то и дело убегая "за хлебом". Эта, на первый взгляд, незамысловатая, сентиментальная история - вовсе не пошлая мелодрама, а довольно сильная история о невозможной любви. Почти целиком построенная на крупных планах, картина выглядит настоящим актерским испытанием - как для слепого героя, так и для зрячей героини, чьи малейшие мимические движения зритель видит будто под увеличительным стеклом. Оператор Петр Духовской выхватывает светом глаза и губы, походит вплотную и ставить актеров в ту ситуацию, когда сфальшивить было бы преступлением. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1295
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
986
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1517
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
810