0
1015
Газета СНГ Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Виктор Калюжный: "Сделать Каспий морем мира и стабильности"

Тэги: Калюжный, Каспий


Калюжный, Каспий Виктор Калюжный - защитник российских интересов на Каспии.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- ВИКТОР ИВАНОВИЧ, недавно вы совершили визит в четыре прикаспийских государства с тем, чтобы выяснить позиции этих государств и разъяснить позицию России по вопросу определения правового статуса Каспия. Могли бы вы сказать по итогам переговоров, насколько близки эти позиции?

- Как вы знаете, Россия выступила с новыми предложениями, которые и обсуждались с главами прикаспийских государств. Главная стратегия России по статусу Каспия - это стратегия разумности, партнерства, экономического подхода, нахождения средней линии, которая позволит раз и навсегда решить проблему Каспия. Россия предпринимает все усилия, чтобы этот вопрос решился как можно быстрее, так как чем дальше затягивается решение, тем больше усугубляется ситуация. Что касается прикаспийских государств, то позиции Азербайджана и Казахстана достаточно близки для того, чтобы начать рассматривать российские предложения. Это не означает, что Баку безоговорочно все принимает, однако достигнута договоренность, что Азербайджан изучит новые предложения России, и это говорит о том, что позиции сблизились.

- Как отнеслись в Туркмении к российской инициативе?

- С Туркменией вопрос сложнее, и там был достаточно тяжелый разговор. Но тем не менее мы считаем, что и здесь можно договориться и достичь какого-то промежуточного варианта. Это вопрос терпения и мудрости.

- Как отражаются на переговорном процессе проблемы, возникшие между Туркменией и Азербайджаном, и как Туркмения отнеслась к инициативе России о совместном использовании спорных месторождений?

- Безусловно, проблемы взаимоотношений Азербайджана и Туркмении накладывают какой-то отпечаток в целом на восприятие российских предложений. Что касается совместного использования спорных месторождений, то сначала Ашхабад отрицательно отнесся к российским предложениям, а затем там пообещали подумать. Далее они заявили о необходимости сначала определить статус Каспия по принципу раздела по срединной линии. Туркмения предлагает раздел по срединной линии, потому что принцип раздела по срединной линии реален и другого варианта нет. Только после этого предлагается решение вопроса о спорных месторождениях.

Позиция же России заключается в том, что, не заложив в идеологию принципа спорных точек, нельзя решить вопрос о срединной линии, потому что каждое из прикаспийских государств будет перемещать эту линию то влево, то вправо, чтобы захватить себе больше. Россия также считает, что нет необходимости ждать решения вопроса о статусе Каспия и вопросов, связанных с биосферой, охраной природы, так как все эти проблемы не терпят отлагательства. Так мы можем заниматься вопросом статуса всю оставшуюся жизнь. В целом мы считаем, что получили позитивный ответ на российские предложения. Другое дело, что было мнение о поэтапном решении проблемы, и Россия не возражает против этого, только необходимо определить, что здесь первично.

- А какова позиция Ирана?

- Думаю, что это самая сложная позиция на сегодняшний день. Дело в том, что у Ирана и в коммунистические времена не было ресурсной базы на Каспии, а сегодня он хочет ее иметь и, естественно, претендует на схему "равности". Можно решить этот вопрос, если будет принято соответствующее решение всеми государствами. Но я считаю, что здесь важно не ущемить интересы Тегерана. То есть у Ирана не должны ничего отрезать, но и, наверное, ничего не следует прибавлять, по крайней мере пока этот вопрос не решат главы прикаспийских государств. Договорами от 1921 и 1940 гг. между СССР и Ираном были определены принципы работы на Каспии. Теперь же четыре государства должны разделить морскую территорию между собой. Каким образом Иран может влиять на этот процесс, если это была территория СССР, а Россия является преемником Союза? В принципе Россия должна сказать, что не возражает против того, чтобы делить территорию между четырьмя государствами. При этом ни в коем случае не принижая и не оскорбляя Иран. А то, что Тегеран хочет получить больше, - вполне естественно. В этом отношении, между прочим, Туркмения и не возражает против того, чтобы делиться с Ираном, а Азербайджан возражает, наверное, и Россия тоже. Поэтому если Туркмения в одностороннем порядке согласится поделиться с Ираном, то это решение полностью за Ашхабадом, но этот вопрос должен обсуждаться на совещании глав государств, и чем раньше, тем лучше.

- Насколько переговорный процесс близок к тому, чтобы вынести его на обсуждение глав государств?

- После моего визита в Иран и выяснения позиции Ирана запланирована встреча рабочих групп в Москве, а не в Астрахани, как это предполагалось. После этого, возможно, статус Каспия будет вынесен на обсуждение глав прикаспийских государств.

- Виктор Иванович, некоторые эксперты считают, что предложения России о совместном использовании поверхности и водной толщи Каспия несут угрозу вмешательства в добычу нефти на дне Каспия. Я имею в виду, что постановка вопросов об экологии и биосфере Каспия в перспективе может распространяться и на добычу нефти, так как добыча энергоресурсов всегда несет в себе экологический риск...

- Дело в том, что Россия сегодня ставит задачу создания единой схемы управления как процессами биосферы, так и контроля за сохранением природы. Мы предлагаем создать единый центр, который должен быть не коммерческим, не исполнительным, а заниматься мониторингом всех тех процессов, которые сегодня происходят на Каспии, то есть иметь единый банк данных. Чтобы мы могли независимо ни от кого отслеживать и контролировать состояние дел, давать объективную информацию всем прикаспийским государствам для принятия соответствующих решений.

- Но тогда прикаспийские государства не смогут спокойно добывать нефть в своих секторах, ибо всегда будет существовать риск вмешательства этого центра.

- Проблемы экологии Каспия достаточно серьезны, причем сегодня еще нет полной ясности с определением источников загрязнения. Однако уже отработана техника и технология для соответствующего контроля - кстати, ею сегодня пользуется нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". Более того, когда из уст лидеров прикаспийских государств звучат заявления о том, что Каспий должен быть морем мира, то вопрос о его секторальном делении не дает возможности реализовать эту идею.

- Вы имеете в виду вопрос охраны морских границ каждым прикаспийским государством?

- Именно так. Во-первых, когда существуют четко определенные границы, то сразу возникает необходимость охраны этих границ, и в этом отношении возникает масса проблем. Во-вторых, при секторальном делении это будут закрытые суверенные территории, и при использовании биоресурсов, ведении нефтедобычи, соблюдении общих правил судоходства также будет возникать много проблем. Наши предложения позволяют договориться, учитывая специфику Каспия.

- Есть ли конкретные предложения по правилам судоходства?

- При секторальном делении эти правила усугубляются, а при общем пользовании они упрощаются. Это вопрос переговорного процесса, и главное, чтобы было общее понимание проблемы.

- Вы сказали, что могут возникнуть проблемы с судоходством. Выходит, что для свободного передвижения судов на Каспии будет необходимо иметь разрешение четырех государств или этот вопрос будет в компетенции предлагаемого вами единого центра?

- На мой взгляд, судоходство на Каспии в не меньшей степени приносит вред морю, чем нефтедобыча, так как здесь у него своя специфика. В нынешней ситуации суда разрушают биологические слои моря. Для того чтобы это понять, необходимо проводить соответствующие анализы. А сегодня каждое государство ведет дело по-своему. Правильно или неправильно - это другой вопрос. Наша задача - общая, а ошибки могут быть индивидуальными. Мы должны уменьшить степень риска и сделать Каспий на самом деле морем мира и стабильности. Именно это и есть то взаимоприемлемое решение, которое сегодня предлагает Россия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Ольга Соловьева

Планы развития автомобильного туризма в России будут готовить до следующего года

0
1179
Условных приговоров становится намного больше

Условных приговоров становится намного больше

Екатерина Трифонова

Верховный суд признал участие в СВО основанием для отмены этой формы наказания

0
1259
Отечественным производителям не хватило отечественного

Отечественным производителям не хватило отечественного

Анастасия Башкатова

Пока Центробанк рассуждал о перегреве экономики, Минпромторг увидел большой потенциал для импортозамещения

0
2092
Турчак оседлал кадровую синусоиду

Турчак оседлал кадровую синусоиду

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Продолжающиеся рокировки внутри власти напомнили об эффекте домино

0
2073

Другие новости