0
1506
Газета СНГ Печатная версия

30.01.2001

Что вынуждает Ташкент смягчить свое отношение к талибам

Тэги: Талибан, Узбекистан, терроризм, Ислам


В последнее время в отношениях руководства Узбекистана к движению "Талибан", контролирующему сегодня более 90% территории Афганистана, наметились значительные изменения. Еще осенью 2000 г. президент Ислам Каримов заявил, что Ташкент готов идти на диалог с движением "Талибан", если оно будет контролировать ситуацию в Афганистане, подчеркнув: "Для нас важно, чтобы кто-то обеспечивал безопасность и стабильность в этой стране". При этом, по мнению главы Узбекистана, афганский народ "должен сам определить свою судьбу" без постороннего вмешательства. В то же время он отметил, что в случае победы "Талибана" в Афганистане мира не будет до тех пор, пока в правительство страны не войдут представители всех национальных и региональных групп. "Нам может не нравиться движение "Талибан", но это сила, с которой нельзя не считаться. Нам не нужно противостояние с Афганистаном. Мы никогда не хотели и не допустим, чтобы нас втянули в противостояние с этой страной. Мы будет делать все, чтобы это исключить", - сказал г-н Каримов.

Многие аналитики сразу же отметили, что президент сделал это заявление в условиях угрозы окончательного укрепления талибов в Афганистане. Ведь президент Узбекистана неоднократно, причем в очень жесткой форме, критиковал "Талибан" за поддержку наркобизнеса и международного терроризма в Афганистане. Поэтому, как полагают некоторые, Каримов обеспокоен тем, что, установив полный контроль над Афганистаном, талибы могут напасть на Узбекистан. Кроме того, в Москве отдельные политики воспринимают последние жесты Ташкента в отношении талибов как желание Узбекистана дистанцироваться от Москвы в афганском вопросе.

Однако если обстоятельно проанализировать ситуацию в регионе, можно убедиться, что есть много других факторов, вынуждающих Узбекистан смягчить свое отношение к талибам. Во-первых, Узбекистан является главным посредником в урегулировании внутриафганского конфликта. Поэтому роль миротворца заставляет вести очень сдержанную политику как в отношении талибов, так и антиталибской коалиции. В противном случае никто из противоборствующих сторон не будет прислушиваться к посреднику. Сегодня же в Афганистане поддерживают в основном миротворческую миссию Ташкента. Другой региональный посредник - Ашхабад не устраивает обе конфликтующие стороны. "Северный альянс" обвиняет Туркмению в чрезмерной симпатии талибам. Кроме того, каждое перемирие, достигнутое с помощью Ашхабада, заканчивалось очередным наступлением талибов на позиции "Северного альянса". В таких условиях на роль главного посредника во внутриафганском урегулировании больше подходит Узбекистан, безопасность которого никак не может быть обеспечена в случае продолжения гражданской войны в Афганистане - в случае расширения вооруженного конфликта на страны Центральной Азии первый удар примет Узбекистан. Именно это обстоятельство заставляет Ташкент активизировать свои миротворческие усилия в афганском урегулировании.

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов после очередного заседания Постоянного совета сотрудничества Узбекистан - Европейский союз, прошедшего с 22 по 24 января в Брюсселе, прямо из бельгийской столицы отправился с рабочим визитом в Пакистан. В Исламабаде кроме переговоров по вопросам развития двусторонних отношений между Узбекистаном и Пакистаном глава узбекского МИДа, возможно, обсудил с пакистанским руководством и проблемы региональной безопасности, в том числе ситуацию в Афганистане. Кроме того, в пакистанской столице г-н Камилов намерен провести встречу с представителями афганского движения "Талибан".

Во-вторых, сложившаяся ситуация вынуждает Узбекистан смириться с нынешним положением в Афганистане. В Ташкенте понимают, что в одиночестве бороться против талибов, когда мировое сообщество, кроме громких заявлений в отношении покровителей международных террористов и наркодельцов, никаких мер не предпринимает, бесполезно. Надо понимать положение узбекских властей: в случае ухудшения отношений с талибами последние могут оказать поддержку боевикам Исламского движения Узбекистана (ИДУ), что приведет к дестабилизации обстановки в республике.

В-третьих, есть ли вообще смысл Узбекистану охранять свои границы с Афганистаном (137 км), если граница с Туркменией (1621 км) не охраняется? Талибы в Туркмении, используя свои дружественные отношения с президентом республики Сапармуратом Ниязовым, чувствуют себя как дома. Сегодня турменско-афганская граница совершенно прозрачна, и талибы при желании могут свободно проникать на территорию Узбекистана через Туркмению.

Однако кроме вышеназванных причин есть и другие, более важные факторы: отношения Узбекистана с талибами зависят от его отношений с США, Россией, Таджикистаном и Пакистаном.

Вашингтон очень ревностно относится к сближению Ташкента с Москвой. В США вызвало раздражение заявление Ислама Каримова о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном. После визита Владимира Путина в Узбекистан в мае 2000 г. в Ташкенте побывали многие высокопоставленные американские дипломаты, которые убедили узбекское руководство в том, что не следует забывать об американском влиянии в Центральной Азии и о стратегических интересах США в регионе. Вашингтон дипломатично дал понять, что если он захочет, то может задействовать талибов против Узбекистана. Как известно, "Талибан" поддерживают Пакистан, Саудовская Аравия и США, и сегодня талибы реализуют геополитические планы американцев. Россия для талибов враг номер один, а для США - главный конкурент в регионе.

Другой не менее важный фактор - Россия, которая за последние 10 лет неоднократно доказала непоследовательность своей внешней политики. Узбекистан убедился, что надеяться только на Россию нельзя. Обещания Владимира Путина защитить Узбекистан перед угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма во многом пустые слова. Узбекистан не может даже своевременно получить оружие от России. Как известно, во время визита Владимира Путина в Ташкент 11 декабря 1999 г. еще в качестве премьер-министра, между РФ и Узбекистаном было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. А в мае 2000 г. в Ташкенте Путин и Каримов подписали еще одно соглашение о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами. Согласно этим документам, Ташкент закупает у Москвы необходимое оружие по ценам, не уступающим мировым. Однако реально Узбекистан не может своевременно его получить, хотя деньги уже заплатил. Во-первых, эти суммы долго крутятся в российских банках, прежде чем дойти до адресата, во-вторых, бюрократический произвол в российских военных структурах приводит к задержкам в отправке вооружений и боеприпасов в Узбекистан. А нынешнее сложное положение республики требует принятия незамедлительных мер, и любая задержка в процессе обеспечения узбекской армии необходимыми вооружениями и боеприпасами может быть равносильна гибели.

Кроме того, Государственная Дума РФ до сих пор не ратифицировала Договор между Россией и Узбекистаном о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях, который был подписан в Ташкенте 11 декабря 1999 г. премьер-министром РФ Владимиром Путиным и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Договор подписан сроком на пять лет с возможностью автоматического продления его действия на последующие пятилетние периоды. По словам председателя комитета Госдумы РФ Андрея Николаева, этот договор отвечает национальным интересам как России, так и Узбекистана. "Сложные военно-политические процессы, происходящие в Центрально-Азиатском регионе, выдвигают на передний край необходимость оказания дальнейшего российского военного влияния на Узбекистан для обеспечения интересов нашей страны, безопасности и стабильности в регионе", - отметил Николаев. Напомним, что договор был ратифицирован узбекистанским парламентом еще 11 февраля прошлого года.

Помимо этого у Узбекистана есть и другая причина для обид. Ташкент не устраивает, что Россия, имея солидный воинский контингент в Таджикистане - до 27 тыс. военнослужащих (201-я мотострелковая дивизия плюс российские пограничники, охраняющие таджикско-афганскую границу), - не оказывает никакого давления на руководство республики и лидеров таджикской исламской оппозиции, с тем чтобы последние отказались от поддержки боевиков ИДУ, совершавших нападения на Сурхандарьинскую область Узбекистана. К сожалению, сегодня боевики Исламского движения Узбекистана, которое уже многими странами Европы и США внесено в черный список международных террористических организаций, нашли убежище именно в Таджикистане, а многие лидеры бывшей Объединенной таджикской оппозиции, и прежде всего Саид Абдулло Нури, приютили у себя исламских радикалов, выходцев из Узбекистана, причем оказывают им всестороннюю, в том числе и военную помощь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Созвать антитеррористический интернационал не удается

Созвать антитеррористический интернационал не удается

Александр Шарковский

Россия пытается добиться от других стран общего понимания и определения экстремизма

0
610
По вербовщикам ИГ ударят методичкой

По вербовщикам ИГ ударят методичкой

Екатерина Трифонова

Общественная палата составила для вузов рекомендации по борьбе с пропагандой терроризма

0
889
Повстанцы выдвинули Башару Асаду ультиматум

Повстанцы выдвинули Башару Асаду ультиматум

Евгений Медведев

На перемирии в Сирии фактически поставили крест

0
1837
Евросоюзу нужны нефть и газ Узбекистана

Евросоюзу нужны нефть и газ Узбекистана

Виктория Панфилова

Ташкент ожидает конкретных предложений от Брюсселя

0
2933

Другие новости

24smi.org