0
1184
Газета СНГ Интернет-версия

03.04.2001 00:00:00

Декларация

Тэги: армения, азербайджан, декларация


В условиях многолетней блокады Армении и Арцаха, когда не устранены причины армяно-азербайджанского конфликта вокруг Арцаха, непрерывно ухудшается положение народов Закавказья, усиливается распространение дезинформации, важно, чтобы мировое сообщество четко осознало истинную суть противостояния, современное состояние конфликта и эффективные пути его мирного и справедливого разрешения.

1. Исторические корни армяно-азербайджанского конфликта вокруг Арцаха

Армянский народ в XX веке попал под жернова двух тоталитарных режимов: младотурок в Турции и большевиков в России. Младотурки и их последователи в кемалистской Турции осуществили Геноцид армян, а большевики, в ущерб национальным интересам России, в 1918 г. в результате Брест-Литовского сговора не только сняли с повестки дня вопрос о Западной Армении, к тому времени почти полностью освобожденной русской армией, но и отказались от Карской области, находившейся уже более 40 лет в составе России.

В 1920-1921 гг. Восточная Армения (включая Арцах) подверглась совместной агрессии большевистской 11-й Красной Армии Левандовского и турецкой армии Кязима Карабекира. Была насильственно советизирована Армянская Республика, которая тогда контролировала Карс, Ереван, Нахиджеван, Арцах. Армянам был оставлен клочок земли от бывшей российской Эриванской губернии в виде советской Армении.

16 марта 1921 г. (ровно 80 лет назад) большевики, руководствуясь сумасбродными идеями "мировой революции", заключили Московский договор с Турцией, закрепив расчленение Восточной Армении и незаконно включив ряд армянских земель в состав советского Азербайджана. Этот договор стал основным оружием, с помощью которого Турция зафиксировала "окончательное решение" Армянского вопроса, стремясь узаконить результаты Геноцида армян и полностью исключить право народа Западной Армении на свою родину.

2. Позиция Турции и России

Армяне рассчитывали, и многие из них рассчитывают и сейчас, что Турция и Россия в своем уходе от тоталитарного прошлого выйдут на такой уровень политики, который позволит исправить последствия жесточайших ударов, нанесенных армянскому народу в прошлом веке.

Однако эти надежды, к сожалению, пока не оправдываются.

Турция так и не признала совершенного ею преступления против армянского народа - Геноцида армян 1915-1923 гг. Более того, она отказывается установить дипломатические отношения с Республикой Армения, установила блокаду Армении, полностью поддерживает агрессию Азербайджана против Арцаха, выступает с новыми угрозами в адрес армян, шантажирует страны, признающие исторический факт Геноцида армян.

Новая Россия так до конца и не отошла от советского идеологизированного подхода во внутренней и внешней политике:

стремясь удержать целиком все Закавказье в сфере своего влияния, она отказывается от окончательного признания новых реалий как в Арцахе, так и в целом в регионе, питая иллюзии вернуть в свое лоно мини-империи ценою признания их т.н. территориальной целостности;

она не предпринимает каких-либо действенных усилий для снятия блокады Армении и Арцаха;

нет полноценного последовательного осуждения в государственном масштабе Геноцида армян 1915-1923 гг. в Турции с требованием о компенсации материального и морального ущерба, нанесенного армянам;

до сих пор не дана внятная принципиальная оценка погромам армян в Азербайджане и агрессии, развязанной Азербайджаном против армян;

нет политической оценки преступного сговора в Брест-Литовске в 1918 г. и Московского договора 1921 г.;

не предпринимаются какие-либо реальные шаги по цивилизованному пересмотру Беловежских соглашений, продолжающих большевистские традиции предательства российских интересов во имя уже не "мировой революции", а якобы "мирного бракоразводного процесса" и избежания "югославского варианта". По сути, этими штампами оправдывается незаконная передача (без переговорного процесса, за спиной народов) никем всерьез не оспариваемых российских земель мини-империям, и, более того, им отдается на откуп судьба народов, исторически и цивилизационно тяготеющих к России. Результатом этой беспринципной политики стал исторический парадокс: Россия отказывает в возвращении в свой состав народам и территориям, обращающимся к ней с просьбой о воссоединении все десятилетие после раздела СССР, и одновременно ведет связывающую ее по рукам и ногам войну в Чечне.

3. Позиция США и Запада

Стремление западных держав противодействовать большевистской экспансии привело к забвению ими Армянского вопроса, что имело многочисленные последствия:

отказ от "турецкого нюрнберга" - от выполнения решения стамбульского суда над военными преступниками, младотурецкими главарями, палачами армянского народа;

отказ от статей Севрского договора, относящихся к Армении;

снисходительное отношение к сотрудничеству Турции с гитлеровской Германией (она формально объявила войну Германии лишь в самом конце войны);

создание тепличных условий для турок в НАТО;

- поспешное признание бывших административных границ Аз. ССР в качестве государственных границ суверенного государства вопреки существующим международным нормам (не признавать государство, которое не только не контролирует территорию, на которую претендует, но и ведет при этом агрессивную войну).

4. Позиция мини-империй

Уход с политической арены тоталитарного советского режима открыл новые горизонты для развития народов в условиях свободы. Но мировое сообщество, стремясь максимально содействовать становлению и развитию независимости новообразованных государств, решило пожертвовать интересами бывших автономий, по сути, выступив против их деколонизации. Этому способствовала позиция лидеров новой России, которые самоопределение России ограничили только границами РСФСР, начертанными в унитарном государстве большевистскими "картографами".

Постсоветские мини-империи выходили из состава унитарного государства без учета законных интересов народов, проживавших на своих территориях. По сути, произошло размножение бывшего пресловутого советского "центра".

При этом миллионы россиян (в том числе этнических русских) помимо своей воли оказались вне российской государственности. Сегодня мини-империи стремятся любыми средствами (в том числе шантажируя войнами) обеспечить колониальное господство над произвольно включенными в их состав территориями и бывшими автономиями.

5. Степень информированности мирового сообщества о сути конфликта

Мировое сообщество имеет искаженное представление о сути конфликтов в Закавказье, в частности, игнорируется практика многоходовой турецко-азербайджанской экспансии.

Вот примеры таких "многоходовок". На первой стадии (в соответствии с Московским договором) под давлением Турции Азербайджану передается в качестве "протектората" армянская область Нахиджеван (входившая до этого в Эриванскую губернию России). На второй стадии - армяне изгоняются из Нахиджевана еще до прихода к власти Горбачева. На третьей стадии - сегодня - ставится вопрос об отчуждении новых армянских земель для обеспечения беспрепятственной связи Азербайджана с Нахиджеваном и через него с Турцией.

Другой пример. Сперва осуществляется чудовищная резня в Шуши (март-апрель 1920 г.), при которой поголовно уничтожается все армянское население. Затем Шуши заселяется исключительно азербайджанцами за советское время. На третьем этапе ставится вопрос о Шуши как о городе, для которого требуется в предлагаемых соглашениях по Арцаху предусмотреть "особый подход".

Третий пример. На первом этапе армянский Арцах с помощью все тех же сталинских "картографов" отсекается от Армении "санитарным кордоном" (напр., Лачинским и Кельбаджарским районами). На втором - эти земли усиленно заселяются азербайджанцами. Когда армяне - на следующем историческом этапе - освобождают эти земли, то их уже объявляют "захваченными территориями".

Аналогичные "многоходовки" были характерны и для постсоветских процессов. Сперва условные административные границы унитарного государства незаконно объявляются государственными. Затем мировое сообщество в спешном порядке признает новообразованные государства. На третьем этапе эта фальшивая, нелегитимная "целостность" (и сам факт признания) используется в качестве довода при решении территориальных конфликтов с совершенно неуместной ссылкой на "принцип территориальной целостности".

6. Позиция армян

Более века армяне добивались справедливого решения Армянского вопроса. В Западной Армении они рассчитывали на проведение реформ, обеспечивающих безопасную и достойную жизнь народа. В Восточной Армении они видели свое будущее в пределах цивилизованной Великой России.

Новая Россия пока не стала для армян таким союзником, какого имеет сегодня Азербайджан в лице Турции и Израиль в лице США. Но таким союзником была дооктябрьская Великая Россия, Россия от Александра Второго до Николая Второго, внесшая огромный вклад в дело освобождения армян и других порабощенных народов.

В сегодняшних условиях позиция армян включает следующие положения:

армяне не признают каких-либо территориальных претензий Азербайджана на Арцах и другие армянские территории. В последние столетия Арцах входил лишь в два государства - Иран и Россию (а после ее распада - в Армянскую Республику). Каких-либо оснований для территориальных претензий у Азербайджана не может быть (кроме его экспансионистских устремлений с момента возникновения в 1918 году);

освобожденные в ходе отражения азербайджанской агрессии армянские территории, ранее незаконно включенные в состав Азербайджана, не могут быть характеризованы как "захваченные" и подлежащие возврату "в обмен на мир", который снисходительно готовы подарить армянам азербайджанцы, в противном случае угрожая и шантажируя новой военной авантюрой;

возврату же подлежат все еще находящиеся под азербайджанской оккупацией армянские территории: Шаумяновский район, геташенский подрайон, часть Мардакертского района;

вопрос о возвращении беженцев в регионе должен быть решен в комплексе, с учетом того, что в целом ряде армянских земель, находящихся сегодня в Азербайджане (Нахиджеван, Кировабад, Шемаха и др.), были осуществлены этнические чистки с полным изгнанием коренного армянского населения; должна быть обеспечена возможность возвращения и безопасного существования армян в Баку и других городах и поселениях сегодняшнего Азербайджана, где они проживали с незапамятных времен;

Азербайджан должен признать и однозначно осудить погромы армян в советском и постсоветском Азербайджане, возместив материальный и моральный ущерб;

участие Турции в переговорном процессе по урегулированию азербайджано-армянского конфликта возможно только при условии признания и осуждения Геноцида армян 1915-1923 гг., установления нормальных дипломатических отношений с Республикой Армения, безусловного снятия блокады Армении и готовности начать переговоры с представителями Народа Западной Армении о возмещении материального и морального ущерба.

Возобновление в последнее время конфронтационных тенденций между США и Россией может помешать процессу мирного урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. Малые нации становятся пешками в таком противоборстве. В отличие от мини-империй, откровенно стремящихся играть на этих противоречиях для достижения своих колониальных целей, армяне не заинтересованы в противостоянии между Россией и США.

Основой для национального возрождения и возвращения потерянного должна стать консолидация потенциала мирового армянства, учреждение Всемирного Армянского Конгресса, формирование Представительных органов Народа Западной Армении в эмиграции, что обеспечит создание самостоятельного армянского фактора международной политики и позволит армянам стать хозяином своей судьбы.

Вместе с тем армяне, добиваясь справедливого решения конфликта, должны, очевидно, идти на благоразумные компромиссы, находить общий язык со своими соседями, максимально использовать гарантии безопасности, предоставляемые международным сообществом, международными организациями, донося до мирового сообщества истинную сущность процессов на Южном Кавказе.

Политсовет Всероссийского Армянского Конгресса

Оргкомитет по подготовке Учредительного съезда для создания полномочных органов Народа Западной Армении в изгнании

28 марта 2001 года. 109383 Москва, а/я 8, тел.933-45-91, факс 933-45-92, E-mail: vestnic@postman.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
986
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1978
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2990
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2137

Другие новости