0
1610
Газета СНГ Интернет-версия

17.10.2008 00:00:00

"Тенгиз" ориентируется на Запад

Тэги: казахстан, нефть, запад


В ближайшие дни по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) начнется транспортировка нефти, добываемой на казахстанском месторождении «Тенгиз». Таким образом Казахстан реально подключится к энергетическим проектам поставок в Европу, альтернативным российским.

Как сообщили официальные представители компании BP (оператор проекта), сырая нефть будет перевозиться из казахстанского порта Актау танкерами в Азербайджан и закачиваться в трубопровод БТД. Это позволит с середины ноября отправлять казахстанскую нефть с турецкого терминала Джейхан на мировые рынки. Причем объем казахстанской нефти, экспортируемой по этому маршруту, возрастет с намеченных 2 млн. до 5 млн. тонн в год, сообщил «НГ» источник в BP.

Следует заметить, что речь пока идет о нефти, добываемой компанией «Тенгизшевройл». Тариф на ее прокачку по трубопроводу БТД составит 4 долл. за баррель, что является экономически привлекательным показателем для транспортировки сырья по этому маршруту. Столь низкие цены транспортировки установлены только для акционеров трубопровода БТД, одним из которых является также компания ChevronTexaco – оператор проекта «Тенгиз», с долей участия 8,9%.

В перспективе объемы прокачиваемой по БТД казахстанской нефти планируется увеличить на начальном этапе до 20 млн. тонн в год, в чем заинтересованы не только США и страны Евросоюза, но и сам Казахстан. Кстати это вновь подтвердил недавно казахстанский премьер-министр Карим Масимов на встрече в Астане с госсекретарем США Кондолизой Райс.

«Казахстан будет придерживаться принципа многовекторности при транспортировке энергоресурсов на мировые рынки, включая направления через Азербайджан и Грузию», – сказал премьер. При этом он добавил, что в Астане «понимают роль и место Казахстана в регионе, меру ответственности за обеспечение стабильности во всей Центральной Азии, как в области продовольственной безопасности, так и в сфере энергетической безопасности». Премьер также отметил, что «Казахстан продолжит придерживаться базовых принципов рыночной экономики – полноценного, конструктивного партнерского сотрудничества, уважения прав иностранных инвесторов – и гарантирует стабильность ранее заключенных контрактов».

Одним из таких обязательств является азербайджано-казахстанский договор о поддержке и содействии транспортировки нефти по системе Баку–Тбилиси–Джейхан, который в этом году ратифицировал парламент Казахстана. Представляя законопроект в парламенте, заместитель министра энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов заметил, что «заложена основа для успешного создания принципиально новой транспортной системы, которая сохранит качество казахстанской нефти и соединит побережье Казахстана и Азербайджана». Новая транскаспийская транспортная система в соответствии с договором обеспечит на начальном этапе транспортировку до 23 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до 56 млн. тонн в год, проинформировал представитель Минэнерго. Объектами регулирования договора станут наливные нефтетерминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры, суда проекта, сливные и наливные терминалы на азербайджанском побережье и соединительные сооружения для системы Баку–Тбилиси–Джейхан, сообщил заместитель министра.

Напомним, что венцом транспортировки казахстанских и среднеазиатских углеводородов через Азербайджан на мировые рынки станет строительство трубопроводов по дну Каспийского моря. В настоящее время ведутся работы над технико-экономическим обоснованием этого проекта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
714
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
881
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1016
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
981

Другие новости