0
2596
Газета СНГ Интернет-версия

01.10.2009 00:00:00

Пекин готов взять Киев на буксир

Тэги: кризис, украина, инвестиции, китай


кризис, украина, инвестиции, китай Премьер-министру крайне важно добыть для страны деньги, не важно, в каком конце света.
Фото Алескандра Шалгина (НГ-фото)

Запланированный на октябрь визит премьер-министра Украины в Китай может внести коррективы в планы украинско-российского сотрудничества. Летом Юлия Тимошенко сообщила, что центральной темой переговоров в Пекине станут совместные авиастроительные проекты. Как отмечают эксперты, преимущество китайских партнеров Украины перед российскими в том, что Поднебесная готова выдавать Киеву кредиты, а также вкладывать серьезные инвестиции в украинскую экономику.

Пилотным проектом сотрудничества должно стать строительство метро в Днепропетровске. Украинское правительство провело ряд переговоров о выделении китайской стороной средств под этот проект в размере около 2 млрд. долл. Днепропетровская власть сообщила, что речь шла о кредите на 15–20 лет под 5–7% годовых. При этом до 60% средств, согласно проекту договору, должны были расходоваться в Украине – на оплату услуг подрядчиков и для закупки оборудования.

Еще на этапе обсуждения проекта китайская сторона продемонстрировала, что она руководствуется отнюдь не благотворительными мотивами, а соображениями экономической экспансии. Близкий к переговорам источник сообщил «НГ», что, согласившись на украинские предложения, делегация Китая, в свою очередь, выдвинула условием сотрудничества закупку в Пекине подвижного состава и всей необходимой инфраструктуры для его обслуживания. Этот вопрос до сих пор остается открытым. Ранее Украина закупала вагоны российского предприятия «Вагонмаш», в прошлом году был представлен первый украинский образец, произведенный в Кременчуге. Чиновники опасаются, что переход на китайские поезда не только не даст развиваться собственному производству, но и вынудит украинскую сторону закупать в Китае запчасти.

Причем это касается не только одного городского проекта. Как заявил недавно участвовавший в международном саммите Ялтинской европейской стратегии вице-президент Китайского института стратегии и менеджмента, посол У Цзянь Минь, Пекин заинтересован в более тесном сотрудничестве по многим направлениям. «В Украине огромный потенциал в сельскохозяйственной отрасли, Китай специализируется в основном на промышленном секторе. С этой точки зрения китайскому частному сектору, который составляет около двух третей экономики страны, могут быть интересны инвестиции в украинскую экономику», – пояснил он.

Наиболее масштабным проектом, который планирует обсудить в ходе своего визита Юлия Тимошенко, должно стать сотрудничество в сфере авиастроения. Украинский премьер не раскрыла детали готовящихся соглашений, но сказала, что речь идет «о системных вещах», которые могут определить развитие украинской отрасли на 50 лет вперед. Она уточнила, что обсуждаются планы по созданию украинско-китайского авиастроительного СП.

Сотрудник Международного центра оценки и стратегии Ричард Фишер в своей статье в The Wall Street Journal обратил внимание на то, что Китай вплотную подошел к созданию новейших истребителей. На сегодня в мире существует только американский самолет такого класса – F-22A Raptor. Самым серьезным препятствием для Китая стала сейчас «разработка передового современного двигателя, способного развивать тягу в 15 тонн», отметил автор, добавив, что, по сведениям его источников, украинские научно-конструкторские бюро могут быть вовлечены в этот проект. Официального подтверждения этой информации нет. Чиновники говорят, что Тимошенко попытается договориться только о продаже украинских самолетов Китаю.

Между тем в августе Украина и Россия договорились возобновить работу над проектом Ан-70, для чего планировалось создать новое СП. Источники «НГ», близкие к правительству утверждают, что вопрос не сдвинулся с мертвой точки. Во-первых, детали проекта еще должны утвердить премьер-министры двух стран, а встреча Тимошенко и Путина пока отложена. Во-вторых, ни одна из сторон пока не готова выполнить договоренность о выделении из госбюджетов Украины и РФ средств для продвижения совместного проекта. Украинский источник сказал, что при необходимых объемах финансирования на уровне примерно 100 млн. долл. Киев может найти из резервных фондов не более 10–15 млн. «В России тоже кризис, им нужно думать о своих авиастроителях», – считает чиновник.

Китайцы, напротив, готовы не только инвестировать средства в интересующие их проекты, но даже обсуждать возможность предоставления Украине кредитов. Ранее многие украинские чиновники предполагали, что Юлия Тимошенко в ходе визита в Пекин попросит китайское правительство о выделении от 2 до 5 млрд. долл. кредита. Но и этот вопрос официально не подтвержден.

«На сегодня не утверждена окончательно даже дата визита премьера – рано гадать о результатах поездки», – сказал «НГ» руководитель экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. Он считает оправданной попытку Тимошенко установить контакты с Китаем, который «является огромным рынком для наших производителей, располагает свободными средствами для инвестиций».

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
759
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1445
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1276
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2410

Другие новости