0
2575
Газета СНГ Интернет-версия

29.11.2011 00:00:00

Кремль провалился в Цхинвале

Тэги: южная осетия, выборы, президент


южная осетия, выборы, президент Вопрос о победителе президентского марафона в Южной Осетии остается открытым.
Фото Reuters

В воскресенье в Южной Осетии состоялся второй тур президентских выборов, победитель которых определяется простым большинством голосов избирателей. Согласно предварительным итогам, объявленным в понедельник днем председателем ЦИКа Беллой Плиевой, за экс-министра образования Аллу Джиоеву проголосовали 14 828 человек, за министра по чрезвычайным ситуациям Анатолия Бибилова, поддерживаемого Москвой, – 10 462. Между тем Джиоеву объявлять победителем рано – Бибилов заявил, что решающим будет не решение ЦИКа, но Верховного суда. Верховный суд, в свою очередь, вопросом займется только сегодня, и до объявления своего решения призвал участников выборов воздержаться от заявлений.

Анатолий Бибилов обвинил команду Аллы Джиоевой в давлении на ЦИК. «У нас есть доказательства того, что на членов Центральной избирательной комиссии оказывалось давление и были предприняты действия по подкупу некоторых членов ЦИКа. Мы и ранее заявляли о многочисленных нарушениях сторонников кандидата в президенты Аллы Джиоевой», – сказал он. Поэтому, по его словам, «мы не согласны с решением ЦИКа, у нашего штаба совсем другая информация». «В настоящее время не будем предпринимать никаких действий и ждем решения Верховного суда», – сказал также Бибилов.

Джиоева незадолго до этого призвала соперника признать поражение и тем самым устранить возникшую в Южной Осетии напряженность. По ее словам, для крохотной республики тысячи голосов, составляющих ее преимущество, «очень заметный перевес, и нивелировать победу никому не удастся». «После этого сядем за стол переговоров и устраним противоречия», – предложила Джиоева. Представитель ее штаба Анатолий Баранкевич, комментируя ситуацию, заметил, что для окончательной ясности будет достаточно, если с оценкой выступят международные наблюдатели. «Мы не хотим выходить за правовые рамки», – подчеркнул он.

Источники «НГ» в Цхинвале описывают обстановку в городе в целом как спокойную, но при этом отмечают, что «напряженность ощущается». «Ждем, что будет дальше, а так – выиграла Джиоева. Ни о каких нарушениях в республике во время голосования я не слышал и никто об этом из официальных лиц не говорил», – сказал «НГ» собеседник. Он же сообщил: о том, что ситуация будет непростой, можно было догадаться сразу после выборов – вечером в воскресенье спецназ взял в кольцо центр Цхинвала, и, по слухам, уходящий президент Эдуард Кокойты якобы был очень недоволен тем, как люди голосовали. «Южная Осетия – маленькая, все друг друга знаем и примерно могли прикинуть, сколько голосов набирает Джиоева и сколько – Бибилов», – рассказал «НГ» житель Цхинвала.

Независимо от решения Верховного суда, на которое надеется кремлевский кандидат в президенты Южной Осетии, а иных надежд, похоже, уже нет, ясно одно: московский сценарий выборов в республике, буквально всем обязанной России, не прошел. Претендующая на роль супердержавы страна оказалась не в состоянии и со второй попытки легитимно усадить своего ставленника в кресло президента республики с населением, официально едва превышающим 50 тыс. Не помогла и поддержка президента РФ Дмитрия Медведева, неделю назад встречавшегося с Анатолием Бибиловым во Владикавказе и без экивоков давшего понять, что это именно тот человек, кто достоин быть главой Южной Осетии. «Мы заинтересованы в том, чтобы во главе республики стояло эффективное руководство, которое будет помогать гражданам, которое будет решать самые важные задачи... То, что касается Российской Федерации, мы, конечно, продолжим делать – как в финансовом плане, так и обеспечивая безопасность республики в рамках заключенных договоров», – сказал тогда Медведев и по ходу назвал Бибилова «человеком, известным не только в своей республике», который «активно работает с нашими ребятами и решает очень сложные задачи». Все ушло в молоко.


Выбрать президента Южной Осетии оказалось не так просто, как представлялось.
Фото Reuters

«Если даже Бибилов удачно опротестует итоги, как он будет работать?! Мы же все знаем, что и как было, и его рекламную кампанию с намеками – Москва не поддержит республику, если не проголосуете за меня, – в Южной Осетии не скоро забудут», – сказал «НГ» собеседник. По его словам, происходящее может оказаться на руку Кокойты – если Верховный суд аннулирует итоги, он сможет попытаться провести во власть своего человека на новых выборах. Это Москва не дала ему сделать на нынешних.

Между тем о возможном провале московского сценария корреспонденту «НГ» еще до первого тура говорил представитель югоосетинских властей. «Ничего против Бибилова не имею – это честный, порядочный человек, но он не местный. Во всяком случае, люди его как «своего» не воспринимают. И это сыграет против него», – сказал он.

Зачем России понадобился провальный «свой» кандидат в регионе, где «несвоих» нет?! Нет прозападных, нет прогрузинских. Независимо от клановой или партийной принадлежности все здесь пророссийские. И позициям Москвы нет угроз при любом президенте. Тем более при нынешней абсолютной политико-экономической зависимости от России. Зато теперь в стопроцентной лояльности южных осетин может возникнуть «изъян».

Вдвойне странно, что уже один раз обжегшись на попытке во что бы то ни стало протащить своего кандидата, Москва опять наступила на те же грабли. Напомним, что в 2004 году также бесцеремонно предпринимались попытки отдать кабинет президента Абхазии Раулю Хаджимбе. И они были прекращены лишь после того, как Абхазия оказалась перед угрозой гражданской войны. Победитель же Сергей Багапш, чьего президентства почему-то опасалась и не желала Москва, явил себя последовательным приверженцем теснейших отношений с Россией.

«Действия кремлевских политтехнологов непонятны. Зачем создавать себе противников в абсолютно преданной республике? Зачем понадобилось ставить ее перед выбором из двух «худших»: Бибилова считают «пришлым», Джиоева – женщина-президент на Кавказе – пояснять? Надеюсь, что Южная Осетия все-таки выдержит, скажем так, экзамен на демократию и получит «зачет». А действия Москвы – самодискредитация», – сказал «НГ» директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

История имеет обыкновение повторяться. Трагедия чуть не произошла в 2004 году в Абхазии. В Южной Осетии происходящее пока больше похоже на фарс. Между тем 11 декабря президентские выборы в Приднестровье, и по оценкам наблюдателей, и там у Москвы есть «свой» кандидат, и агитационная кампания его очень напоминает ту, которую вел в Южной Осетии Бибилов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1510
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2539
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3779
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2825

Другие новости