0
4100
Газета СНГ Печатная версия

20.07.2016 00:01:00

Украинские области получат больше прав

В госадминистрациях появятся министры иностранных дел

Тэги: украина, области, децентрализация, реформы, порошенко, внешняя торговля, экспорт


Президент Петр Порошенко позволил регионам  самим решать с кем торговать. 	Фото  Reuters
Президент Петр Порошенко позволил регионам самим решать с кем торговать. Фото Reuters

В штате украинских областных администраций могут появиться должности дипломатических советников. Президент Петр Порошенко подписал соответствующий указ. Функции дипломатов областного уровня должны сводиться к поиску рынков сбыта для производимых в регионе товаров и к работе по привлечению иностранных инвестиций на местные производства.

Новшество, как сказано в официальном сообщении, «актуально в условиях противодействия российской агрессии». Смысл в том, что, потеряв российские рынки и не сумев компенсировать их европейскими, Украина ищет новых внешнеэкономических партнеров. С инициативой передать часть этих функций на местный уровень выступил украинский МИД, а президент поддержал идею.

Ситуацию во внешней торговле Украины проанализировал экономист Александр Охрименко. Он напомнил, что пять лет назад главным рынком сбыта для украинских товаров был российский, на него приходилось 26,1% всего украинского экспорта (для всего СНГ этот показатель составлял 36,4%). На долю всех стран ЕС приходилось примерно столько же украинских поставок, сколько на одну Россию, – около 25%. В страны Азии украинские производители продавали почти 27% экспортируемых товаров.

За последние два года ситуация принципиально изменилась. Доля экспорта в РФ в первом полугодии с.г., по данным Охрименко, сократилась до 9% от всех поставок. Если в 2013 году объем украинского экспорта в РФ составлял 15,1 млрд долл., то в 2014 году он сократился до 9,8 млрд долл., а в 2015-м – до 4,83 млрд долл.

Украинское правительство объясняет ситуацию, во-первых, войной в Донбассе, из-за которой был нанесен удар по промышленно развитому региону, а инвесторы стали опасаться высоких рисков. Во-вторых, конъюнктурой рынков: значительная часть украинской продукции была востребована именно на российском рынке и не может претендовать на успех в Европе. «Это разные покупатели. В Россию мы поставляли химическую продукцию, изделия машиностроения, готовые продукты питания. А Европу интересует сырье», – пояснил Александр Охрименко.

Экспорт в страны СНГ и Грузию обрушился на 30%. И хотя показатели экспорта в страны ЕС увеличились на 7,5%, но экономист отмечает, что статистика не отражает реальную картину: «Украина больше продавала товаров в ЕС до подписания Соглашения об ассоциации и создания зоны свободной торговли… Само по себе Соглашение об ассоциации, несмотря на все бравурные разговоры и призывы, ничего не дало экономике Украины. Скорее наоборот. Украинские экспортеры даже потеряли». Охрименко напомнил, что зона свободной торговли с ЕС будет внедряться в течение 10–15 лет, на это время украинской экономике нужно найти варианты замены российского рынка.

Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин ранее сказал в комментарии украинской газете «Сегодня», что до 2014 года тяжелая промышленность и машиностроение были ориентированы только на РФ. На Европу ориентировались сельхозпроизводители и часть металлургов, но одновременно они поставляли свою продукцию и в страны СНГ, включая Россию.

Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что дипломатические советники по вопросам торговли в областных государственных администрациях вряд ли изменят ситуацию. Ведь речь не идет о самодеятельности, все решения местной власти должны подчиняться стратегической линии государства. «Но в таком случае не нужно изобретать ничего нового: требуется, использовав наш же, украинский, опыт, привязать внешнеэкономическую деятельность к внешнеполитической», – сказал политолог. Он объяснил, что сразу после прихода Виктора Януковича к власти в 2010 году назначенный тогда министром иностранных дел Константин Грищенко инициировал передачу украинских торгово-экономических миссий на баланс МИДа: «Это значило – тесная координация, совместная деятельность, общий документооборот. На практике это выглядело так: любая украинская делегация во главе с первыми лицами государства, отправляясь с визитом за рубеж, брала с собой группу бизнесменов, которые были заинтересованы в сотрудничестве именно с этой страной или регионом. Пока проводились политические переговоры, параллельно заключались торговые контракты и обсуждались инвестиционные проекты. В тот период украинские производители вышли на рынки Вьетнама, Малайзии, Лаоса, Бразилии, Мексики и другие».

Константин Бондаренко отметил, что практика координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности была прекращена примерно в 2012 году, когда Янукович сменил главу МИДа. «С тех пор – разнобой. И назначение даже опытных дипломатов советниками в областях вряд ли решит эту проблему», – полагает Бондаренко.

Представитель местной власти, попросивший не упоминать его имени, сказал «НГ», что в западных областях Украины развивается трансграничное сотрудничество с сопредельными странами – членами ЕС. Создаются совместные предприятия, реализуются региональные проекты. Но происходит это в рамках европейских программ развития, участницей которых является Украина. «Чтобы все области смогли успешно реализовать свой внешнеторговый потенциал, нужна децентрализация, а не советники», – пояснил собеседник «НГ».

Как известно, в прошлом году Верховная рада Украины в двух чтениях утвердила новый конституционный раздел о децентрализации власти, предполагающий и новое административно-территориальное деление, и новый, не зависимый от Киева способ формирования исполнительной власти на местах. Осталось проголосовать за раздел о децентрализации в окончательном, третьем, чтении. Для этого требуется поддержка не менее 300 депутатов Верховной рады. Однако большинство в парламенте не готово утвердить реформу, поскольку в том же конституционном разделе одной строкой упоминается особый порядок самоуправления в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые сейчас неподконтрольны Киеву. Многие депутаты убеждены, что такое упоминание – путь к признанию ДНР и ЛНР. В случае если бы эта строка была вынесена за рамки раздела, работу над всем проектом пришлось бы начинать с нуля. Поэтому с сентября прошлого года Киев поставил вопрос на паузу.

Тем не менее некоторые реформы в направлении децентрализации начались. В частности, местные органы власти получили больше самостоятельности в налоговой и бюджетной сфере. «Но в целом политика Киева в отношении регионов не сбалансирована. Это порождает раздражение: пообещали – и не дали. И грозит Украине центробежными тенденциями», – считает политолог Бондаренко.

Киев


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кто подталкивает Украину к войне

Кто подталкивает Украину к войне

Американское оружие потоком идет в Незалежную, чей военный бюджет на 2019 год превысит 5% ВВП

0
2050
Порошенко сменил  риторику

Порошенко сменил риторику

Татьяна Ивженко

За полгода до президентских выборов основные кандидаты соревнуются в антироссийских лозунгах

0
3388
ФРГ готова вооружать Саудовскую Аравию

ФРГ готова вооружать Саудовскую Аравию

Фемида Селимова

Берлин проигнорировал роль Эр-Рияда в йеменском конфликте

0
1020
В июле Саудовская Аравия снизила экспорт нефти на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем

В июле Саудовская Аравия снизила экспорт нефти на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем

0
984

Другие новости

Загрузка...
24smi.org