0
3493

25.06.2013 00:01:00

Откуда ждать революций в университетах

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ».

Тэги: образование, вуз, реформа, егэ


образование, вуз, реформа, егэ Увы, но многие из первокурсников скоро разочаруются в качестве полученного образования. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Высшую школу ждут потрясения, пообещал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Вину за это он переложил на демографическую ситуацию и стремительно развивающиеся технологии. В ближайшие 10 лет мы не узнаем систему образования, заявил министр. После этих слов еще больше хочется узнать, а какой же она тогда будет?
Для начала нам обещают, что она станет компактной. Но приведет ли тогда сокращение вузов к желаемому качеству образования? Ну, было вместе с филиалами около 3000, а станет пусть даже в два раза меньше. И что? Останутся после этого в вузах сильные преподаватели? Практика прошлых лет показывает, что нет. Останутся лучшие студенты? Масштабные фальсификации на ЕГЭ показывают, что едва ли. Усилится конкуренция среди вузов за студента? Не усилится, потому что вузов станет меньше, но и абитуриентов станет меньше. Уйдут неэффективные ректоры? При нынешних ректорских зарплатах – ни за что...
Серьезные изменения начинаются тогда, когда появляются люди, желающие этих самых преобразований. Есть ли такие сегодня, заинтересованные в вузовской среде? Нет. Все реформы, которые проводятся, инициированы сверху. Исполнители внизу не заинтересованы в исполнении планов реформирования. Так что ни демографическая ситуация, ни механическое сокращение численности вузов к особо сильным изменениям в системе не приведет.
Революции в нашем образовании следует ждать совсем даже не с этой стороны. Если она и придет, то только извне, и виной тому будет не столько техническое оснащение классных комнат (на которое мы сегодня особенно напираем), сколько заимствование технологий.
На днях в Общественной палате выступил Дэниель Кропф, замдиректора Всемирного фонда образования. Кропф, тесно сотрудничающий с ООН, приехал в Москву по приглашению руководства Общественной палаты и лично Алины Радченко, которая вот уже несколько лет делает нечто подобное в России. Дэниель возглавляет общественную организацию, которая пытается помочь гражданам в разных странах выстроить альтернативную образовательную систему. Кропф не призывает рушить традиционную школу, не предлагает гражданам ждать милостей от правительств, а идти своим путем.
Первый тезис его системы звучит так: пока власти размышляют о том, как реформировать свои системы образования, обществу нужно заняться созданием альтернативной. Второй тезис: когда вы не знаете, что будет в будущем с образованием, остается одно – заняться раскрытием потенциала ребенка. Для этого нужно строить, и очень серьезно, систему дополнительного образования (в нашем понимании): технические кружки, секции и т.д. Высшее образование при этом перестанет быть главным призом в жизни, а станет потребностью и продолжением образа жизни ребенка.
Следующий тезис звучит так: хорошее образование избавит в будущем нас от многих проблем, если оно будет ориентировано на достижение благополучия. Термин «благополучие» переводной, поэтому нуждается в пояснении. Что же такое благополучие в данном случае?
Кропф приводит только один пример: исследования Гарвардской школы говорят о том, что на болезни неинфекционного характера через 20 лет будет тратиться в год почти треть мирового ВВП. И это как раз те болезни, которые зависят от нашего мышления и поведения. Сегодня около 45% бюджета тратится на так называемые душевные, психические болезни и 35% – это сердечные заболевания. При этом исследования говорят, что до 30% этих болезней можно вылечить только эмоциональным настроем на выздоровление, еще 15% зависит от нашего пищевого поведения и настроя врача.
Такой расклад поясняет нам, что настоящее образование значительно может помочь системе здравоохранения и нашему личному благополучию, уверен Кропф. Еще 10–15 лет назад посттравматический шок был ситуацией, которую средний европеец не мог преодолеть самостоятельно. Лишь 2–3% людей справлялись с этой задачей. Сегодня таких людей до 30%. У людей есть знание, как преодолеть это состояние.
В принципе Кропф не привел ничего такого, что бы не делалось у нас. Правда, не в таких масштабах, как на Западе. И опять же все это говорит о том, что масштабное реформирование только тогда захватывает массы, когда идет от потребностей самого общества. Кого-то увлекают такие идеи, как идеи Кропфа. Нас пока нет. Мы пока помним свое великое прошлое.
Но это не значит, что нас это не захватит. А пока... Сообщения можно услышать разве что такие: весной этого года в Ульяновске педагоги-ветераны создали движение «За советскую школу», и их поддержал губернатор региона. Они требуют остановить «провальную» реформу и вернуться к традициям советского образования.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Население и бизнес разошлись в ожиданиях от 2026 года

Население и бизнес разошлись в ожиданиях от 2026 года

Ольга Соловьева

Россияне видят впереди светлое будущее, а компании – уменьшение доходов

0
858
Зюганов показал свой административный ресурс

Зюганов показал свой административный ресурс

Дарья Гармоненко

Алтайские коммунистки вышли из СИЗО всего лишь с подпиской о невыезде

0
758
Интернет-коммуникации берут под контроль ради детей и стариков

Интернет-коммуникации берут под контроль ради детей и стариков

Иван Родин

В сфере информационных технологий появятся еще 40 подзаконных актов

0
677
Властям предлагают оградить от давления граждан и их защитников

Властям предлагают оградить от давления граждан и их защитников

Екатерина Трифонова

В законопроекте об уголовной ответственности за вмешательство в работу адвокатов поменялся акцент

0
703