0
11059
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.12.2014 00:01:00

Ташкентское время требует сверки

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку.

Тэги: россия, путин, узбекистан, каримов


россия, путин, узбекистан, каримов Визит Владимира Путина в Ташкент может дать новый импульс российско-узбекским отношениям. Фото Reuters

В ряде западных аналитических докладов политическая среда в Узбекистане определяется как «умирающая» – речь идет о «декоративности» парламента  в отсутствие оппозиции, определенной закрытости политической жизни в республике с точки зрения западных стандартов. Но Восток – на то он и Восток, чтобы стереотипные критерии западного либерального универсализма здесь не работали. И в этом плане Узбекистан – это настоящий Восток. И оценка реальной политической жизни в Узбекистане, конечно же, весьма далека от алармистских западных сценариев.

5 августа 2014 года Министерство иностранных дел Узбекистана распространило заявление, в котором официально опровергло информацию о возможности размещения в Узбекистане военных баз США. В соответствии с Концепцией внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, утвержденной в качестве закона 10 сентября 2012 года, Республика Узбекистан «не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов». Именно это обстоятельство определяет сегодня отношение к Узбекистану западных, прежде всего американских, наблюдателей, а также и собственно главные линии политики США и стран НАТО в отношении происходящего в Ташкенте. С учетом сразу двух электоральных циклов: на 21 декабря назначены выборы в законодательную (нижнюю) палату Олий мажлиса (парламента) Узбекистана (параллельно пройдут и выборы в местные кенгаши, советы), в марте состоятся очередные президентские выборы.

Сейчас в Узбекистане действуют четыре официально зарегистрированные политические партии: Либерально-демократическая партия (УзЛиДеП), Народно-демократическая партия (НДПУ), демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» и социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат». Принципиальное отличие политических партий в Узбекистане от партийной ситуации во всех соседних центральноазиатских республиках – они никак не связаны с отдельными политиками, не являются партиями лидерского типа, характерными для Казахстана, Таджикистана или Киргизии. Народно-демократическая партия, созданная когда-то на основе бывшей республиканской Компартии, если и выполняла какие-то функции правящей партии, то только в далекие первые постсоветские годы, в последующее время окончательно уйдя от подобного формата деятельности. Собственно, в партийной поддержке политическое руководство республики и не нуждалось: большинство функций политической жизни было сосредоточено в вертикали президентской власти. Теперь ситуация меняется, хотя и плавно, в высшей степени эволюционно.

Тем не менее предстоящие парламентские выборы существенно отличаются от предыдущих, поскольку они будут проведены в условиях конституционного расширения полномочий парламента с целью постепенного перехода к парламентской форме государственного управления. До сих пор политические партии не играли большой роли в принятии решений. Теперь их роль будет усиливаться и, надо полагать, изменится и качество самих партий – склонность к вождизму никак не отличает Узбекистан от большинства стран постсоветского пространства.

Впрочем, начало парламентской избирательной кампании уже показало, что изменение роли партий не будет столь хаотичным, как, например, в соседней Киргизии. Согласно списку кандидатов в депутаты Олий мажлиса, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией, размещенному на официальном сайте ЦИКа, сразу две политические партии не смогли представить своих кандидатов во всех округах. В двух избирательных округах Ферганской области и одном в Самаркандской не удалось зарегистрировать своих кандидатов социал-демократической партии «Адолат», а демократическая партия «Миллий тикланиш» оказалась не представленной в одном округе Ташкентской области. Таким образом, только двум политическим партиям – УзЛиДеП и НДПУ удалось выдвинуть своих кандидатов во всех округах. Сужение числа претендентов на парламентскую деятельность превращает будущий парламент в двухпартийный, свидетельствуя об эволюционном развитии законодательного органа. При этом если НДПУ традиционно в большей степени связана с государственными структурами, то УзЛиДеП в значительной степени отражает интересы бизнес-среды. Интересно, что относительно молодая партия (она была создана в 2003 году) на предыдущих выборах сумела создать самую большую фракцию в парламенте, потеснив НДПУ и заявив свои амбициозные перспективы. Из первых же любопытных фактов в новой парламентской электоральной кампании стоит обратить внимание на реакцию ОБСЕ: «Мы считаем, что нет необходимости отправлять полноценную миссию наблюдателей, так как в Узбекистане отсутствует конкуренция на выборах», – отметила 21 ноября представитель пресс-службы Бюро по демократическим учреждениям и правам человека ОБСЕ Рейчел Бендинг.

5 декабря 2011 года Сенатом Узбекистана был принят и ряд поправок к Конституции, согласно которым срок президентского правления снизился с семи до пяти лет. Для многих внешних наблюдателей предстоящие в марте 2015 года президентские выборы несут в себе как главную интригу вопрос о новом переизбрании на президентский пост Ислама Каримова. На фоне этой главной интриги обсуждается и такой фактор внутренней политики Узбекистана, как клановые противоречия, клановая конкуренция. В республике действительно исторически существует несколько групп клановых элит: самаркандская (самаркандско-бухарская), ташкентская, ферганская, каракалпакская, хорезмская, а также «суркаш» (охватывающая Сурхандарьинскую и Кашкадарьинскую области). Это клановое деление во многом определяло развитие республики в позднее советское время и в первые постсоветские годы. Но анализ кадровых назначений высокого уровня последних лет свидетельствует о том, что к настоящему времени позиция и поведение президента Ислама Каримова определяются не его клановой принадлежностью, но тем, что он изначально стремился позиционировать себя как национальный лидер. Это был сложный процесс, но уже в нулевых годах дискуссии о том, к какому клану принадлежит сам Каримов, а к какому клану – кто-то другой из высшего руководства, в значительной степени утратили смысл.

Гораздо большее значение для понимания процессов, происходящих в Узбекистане, и прогнозирования ближне- и среднесрочных перспектив имеет внешнеполитический фактор. Апелляции Вашингтона и его союзников к либеральным стандартам, проверку на которые Узбекистан, как считают на Западе, не проходит, заставляют Ташкент, категорически не принимающий вмешательства в свои внутренние дела, пересматривать приоритеты своей внешней политики. Прошедшим летом после отказа руководства РУз от размещения американских военных баз стало ясно, что идиллий во взаимоотношениях не будет, и Ислам Каримов отправился с визитом в Пекин, где вполне успешно придал новый импульс отношениям с Китаем. Другим серьезным шагом Ислама Каримова стало участие в саммите ШОС в Душанбе в сентябре, где он сделал, в частности, пусть и противоречивое, но акцентированное в пользу России заявление по Украине.

Одним из импульсов состоявшегося на днях визита Ислама Каримова в Астану стали посылы, заложенные в недавнем же обращении президента Казахстана, в частности, это опасения Нурсултана Назарбаева, связанные с прогнозами «по поводу возможного изменения существующей архитектуры мира и начала периода глобальных испытаний». Вне всякого сомнения, эти прогнозы имеют самое прямое отношение как к Казахстану, так и к Узбекистану, особенно с учетом новых сложностей в отношениях Ташкента с Вашингтоном. Визит в Казахстан, вне всяких сомнений, как и планируемый визит в Узбекистан президента России Владимира Путина, призван закрепить новое позиционирование Ташкента в региональных и международных отношениях. Собственно, отношения с Россией никогда принципиально и не были плохими. Россия устойчиво занимает первое место среди внешнеторговых партнеров Узбекистана (в среднем в последние годы 27–29%). Столь же устойчивым является сотрудничество в военно-политической сфере, на которое практически никак не повлияло приостановление Узбекистаном своего членства в ОДКБ: в Ташкенте никогда не скрывали своего приоритета к двустороннему партнерству против участия в разного рода многосторонних альянсах.

Визит Ислама Каримова в Астану, как и предстоящий визит Владимира Путина в Ташкент, вне сомнений, имеют объединяющие их задачи. Это, если говорить об Узбекистане, стремление Ташкента получить поддержку соседей в сохранении региональной стабильности, особенно с учетом предстоящих в марте 2015 года президентских выборов в Узбекистане, делающих его очередной мишенью в стратегиях по хаотизации Евразии, осуществляемых Вашингтоном. Вряд ли обсуждались в Астане и будут обсуждаться в Ташкенте планы по восстановлению Узбекистана в ОДКБ или тем более вступлению в ТС/ЕАЭС. Ташкент останется верен своей ставке на двусторонние отношения, но других надежных партнеров по сохранению стабильности в Центральной Азии, кроме Пекина, Москвы и Астаны, в общем-то и не просматривается. Назарбаев и Каримов – руководители советской школы, которым в отличие от многих руководителей более поздней формации не чуждо чувство ответственности как за свои страны, так и за регион в целом. Не случайно в ходе визита в Астану Ислам Каримов решил сверить часы с Нурсултаном Назарбаевым…

Происходящее же реформирование политического устройства Узбекистана не должно создавать ненужных иллюзий. Киргизский или украинский вариант парламентской системы в Узбекистане невозможен в любой перспективе, потому и принципиальное значение для понимания последующего развития событий имеют не скорые парламентские, а следующие, президентские выборы. Можно констатировать, что в Узбекистане нет кланов или групп интересов, способных навязать свою волю всей политической элите, объединяющей зачастую разнонаправленные интересы элиты; главной фигурой был и останется президент республики независимо от конкретных персоналий. Можно также констатировать, что и влияние на транзит власти либо на сохранение статус-кво, внешних акторов не будет слишком значительным. Ташкент сумел за постсоветское время навязать всем такие правила игры. Пекин, Москва и иные столицы, включая и Вашингтон, примут того, чья кандидатура будет предложена в Ташкенте – будь то некая новая кандидатура или действующий президент Ислам Каримов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
162
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
278
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
308
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
232

Другие новости