0
2009
Газета Культура Интернет-версия

22.10.1999 00:00:00

Отречение короля

Тэги: театр, спектакль, сатирикон


Англия еще в руках короля Генри II.
Фото Михаила Гутермана

РЕЖИССЕР Игорь ВойтулевиЧ поставил в малом зале театра "Сатирикон" пьесу Джеймса Голдмэна "Лев зимой" как внятную и увлекательную хронику из средневековой европейской истории. Мы словно воочию видим раскаленную, взборожденную карту Европы конца XII века, которая плавится и кипит по швам - границам королевств.

Это спектакль для тех, кто хочет разогреть кровь жаркой интригой государственных масштабов. Огненный ритм непрестанной борьбы за власть совпадает с ритмом спектакля. Ни одно событие не происходит за стенами зрительного зала - публика сопереживает героям в режиме on-line. Актеры быстро двигаются, громко разговаривают и жаждут быстрее закончить диалог, чтобы начать следующий, - будто в этой скорости залог успеха и их политической карьеры. Монологи исключены. Единственная пауза, которую режиссер позволяет в спектакле, - секундное затемнение.

Малое пространство квадратной сцены сценограф Николай Агафонов сумел насытить вещественными метафорами. В центре - круглая конструкция, напоминающая полукамин-полуочаг, окаймленный деревянными скамьями. Режиссер начинает спектакль с резкого взвизга металла: на костровище с колосников падает железная решетка. В тот же миг на сцену врываются король Англии Генрих II Плантагенет (Юрий Лахин) и его старший сын Ричард Львиное Сердце (Кирилл Мугайских). Отец учит сына злости, хватке и ненависти к врагу - он бросается на него с огромным мечом, грозясь убить. Ричард остервенело озлоблен - ему досадно, что стареющий отец сильнее и ловчее его. В первую секунду игры по возбужденным лицам мужчин кажется, что зрителей поместили в пыточную камеру, где палач наконец настиг свою жертву - костер в центре зала горит, как адская жаровня, на которой ждут своего часа раскаленные орудия пыток.

"Лев зимой" - семейная драма, где домашний очаг превращается в адскую сковородку. Она брызжет маслом раздора, обжигает и заставляет стервенеть от боли, которую приносит потеря самого крохотного куска власти.

Королева Элинор Аквитанская (Марина Иванова) в ночь перед Рождеством развесит на цепях пять мешочков с подарками. Еще один мешочек она вручит мужу Генри. Очаг поддерживают шесть цепей - Король, Королева, трое сыновей: Ричард, Джеффри (Дмитрий Лямочкин) и Джон (Максим Аверин) и невеста для всех четверых мужчин - Элис Капет (Надежда Бережная), сестра короля Франции (Олег Кассин). Во втором акте, когда борьба за власть трех сыновей, "маленькой жадной троицы", усилится до преступных границ, металлические цепи открепятся от очага и будут вяло болтаться.

Распад королевской семьи совпадает с распадом государства. Из истории, выходящей за пределы пьесы, мы знаем, что восприемник престола Ричард Львиное Сердце посвятит свою жизнь крестовым походам, большей частью будет отсутствовать в Англии и умрет на поле битвы. Второй сын, безвольный Джон (в будущем его назовут Иоанн Безземельный), возвратит Франции все то, что с таким трудом отвоевал его отец.

Юрий Лахин, пару сезонов назад перешедший из Театра на Покровке в "Сатирикон", сыграл на новом месте свою первую большую роль. Для театра Константина Райкина, где всегда чувствовалась нехватка артистов первого плана, Лахин - богатое "приобретение".

Лахин играет Генри королем, знающим о своем величии, но без тщеславия, - статным, коренастым, сильным духом. Он стремителен и порывист, но вместе с тем вежлив и элегантен. Перед этим "Гамлетом-отцом" его дети - "клавдии", "колоссы, пораженные порчей". Они должны, видимо, испытывать фантастический комплекс душевной и физической неполноценности, "ублюдочности" перед ликом отца-соперника.

Из всех интриганов и заговорщиков Генри самый незатейливый. Его хитрости не назовешь лисьими увертками, они воспитаны многолетним изучением человеческой природы ("Легче прочесть историю моей жизни, чем ее пережить", - говорит король). Генри покоряет благородством короля и неистовством мужчины, который не потерял сексуальную силу и политический кураж. При виде Генри женщины теряют разум, мужчины - храбрость. Лишь проклиная сыновей, отказывая всем троим в престоле, Генри Юрия Лахина терпит свое первое поражение. Железный закон истории смеется над великим монархом: эпоха сильной власти предшествует кризису и раздору.

Марина Иванова играет историю любви, которой приходится пробиваться сквозь ненависть. Она, под стать Генри, смотрится настоящей королевой. Но победа всегда достается мужу - ее проделки продиктованы потребностью то ли отомстить мужу за неразделенную любовь, то ли разрушить авторитет короля, чтобы взять его, обессиленного и одинокого, в свои любящие сети. Этой языческой мадонне суждено будет успокоить Генри в его отречении от жадных до власти сыновей.

Элинор дарит мужу трогательный подарок: шкатулочку, внутри которой медленно кружатся держащиеся за руки король и королева. И помещает ее на решетку жаровни, которая впервые за весь спектакль превращается в уютный семейный очаг. Они счастливы. И пусть кто-либо из них лжет даже в этот миг, но у них остается шанс спасти хотя бы их здешнее царство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
263
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
432
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
595
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
456

Другие новости