0
1814
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2000 00:00:00

Другой Эльдар Рязанов

Тэги: Рязанов, тихие омуты


ГЕНИАЛЬНОМУ хирургу Антону Каштанову (Александр Абдулов) все осточертело - роскошная квартира, престижная работа, жена (Любовь Полищук). Он устремляется в глухомань, деревню Тихие омуты, преследуемый наглой журналисткой (Оксана Коростышевская). Там он устраивается лодочником, влюбляется в журналистку, чудесным образом преобразившуюся в нежную женственную особу, общается со старыми друзьями - не от мира сего директором заповедника (Андрей Макаревич) и плоть от плоти мира сего, "хозяином жизни" (Геннадий Хазанов), а заодно прячется от жены и сексуально не удовлетворенной следовательши (блестящая работа Ольги Волковой). Вместе с Каштановым из фонда его имени исчезают и два миллиона долларов. В конце, впрочем, подозрение в умыкании денег с Каштанова снимается (в чем никто и не сомневался), а сам хирург предает полюбившую его журналистку и является с повинной к нелюбимой жене.

Сказка есть сказка, пусть даже с грустным концом, искать в сказке правду жизни по меньшей мере неумно. Но, думается, говоря "Сказка - ложь┘", Пушкин имел в виду лишь высокую степень вымысла. Да, большинство рязановских картин - сказки. Деточкин - безусловно, сказочный персонаж. Но его поступки оправданны с психологической точки зрения, и, приняв условия игры, уже не задаешься вопросом: "Почему он так поступил? Ведь так в жизни не бывает".

В "Тихих омутах" вроде бы реальный мир, попадая под машину режиссерского вымысла, рассыпается на груду случайных деталей. Вот он, во всей красе, гениальный хирург Антон Каштанов. Что ему все осточертело - охотно верим, не он первый, не он последний. Что рванул в глухомань - почему бы и нет? А дальше реальный доктор превращается в пластилиновую игрушку, из которой можно вылепить все, что режиссер пожелает. Пожелал, чтобы великий хирург был хоть как-то похож на живого человека, - чего проще? Режиссерская рука отправляет доктора-академика в буфет воровать булочки. Смотрите, он, кажется, живой!

Подобную "живинку" вслед за главным героем то и дело обнаруживают остальные персонажи. И вот герой Хазанова, выходец из 600-го "Мерседеса", накрыв непомерно роскошный стол возле баньки для своих друзей - доктора и директора заповедника, - со счастливым выражением лица соглашается отметить встречу не дорогим виски, а колодезной водой - директору заповедника пить нельзя. Он, наверное, в душе хороший, этот "хозяин жизни", раз способен радоваться колодезной воде в компании чистых душой людей, он еще не потерян...

Перебор, во всем перебор. Всего много, все гипертрофированно, все как-то слишком. Слишком длинный фильм - 2 часа 13 минут, слишком красивы волжские пейзажи и слишком долго гуляет по ним камера, слишком стервозна жена героя. И слишком - увы - необаятелен Александр Абдулов, больше похожий на капризного мальчика, которому так и хочется надрать уши, а не отдавать в любовницы красотку.

Те, кто видел картину до премьеры, говорили, что это гораздо приличнее предыдущего рязановского детища - "Старых кляч". В "Тихих омутах" моментами проглядывается тот Рязанов, которого без преувеличения обожала вся страна, - один из последних лириков и романтиков отечественного кино. Правда, для этого режиссеру особо усердствовать не надо. Он хорошо знает обаяние собственного мягкого и грустного юмора и уверенно (умышленно? подсознательно?) выбирает беспроигрышный вариант - цитаты из самого себя. Вот камера плывет по заснеженной предновогодней Москве под песню Сергея Никитина - как не вспомнить "Иронию судьбы"? Вот у героев начинается любовь в старом железнодорожном вагоне - отголоски "Вокзала для двоих". Вот герой оказывается не в состоянии уйти от стервозной жены, страдая от собственного безволия, - чем не "Забытая мелодия для флейты"?

Впрочем, самоповторы - не самый губительный недостаток художника. По теории, выдвинутой когда-то Андреем Тарковским, каждый режиссер всю жизнь снимает один фильм. Если принять эту теорию, можно считать, что долгие годы Рязанов с Брагинским делали один фильм - тонкую лирическую комедию под условным названием "Чужих людей соединенность и разобщенность близких душ". Перестав работать с Брагинским, Рязанов изменил лирической комедии с неумелым фарсом. Интересно, что в пресс-релизе фильма имя Эмиля Брагинского не упоминается. Нет, конечно, в титрах он значится, но как-то само собой имеется в виду, что покойный драматург уже вроде и ни при чем. "Тихие омуты" - последняя почти совместная работа Брагинского и Рязанова. "Почти" - потому что картина снималась, когда Эмиля Вениаминовича уже не было. Как не было уже Микаэла Таривердиева, чья музыка звучит в картине. В определенном смысле "Тихим омутам" еще повезло - ушедшие всеми силами тянут живущих из кинонебытия, где уже тихо упокоились последние ленты Эльдара Рязанова. Снявшего - давайте по справедливости - лучшую свою картину за последние десять лет. "Посвящается Эмилю Брагинскому" - написано в начале картины. Но произведения посвящают не только ушедшим. "Тихие омуты" - это посвящение Эльдара Рязанова самому себе, тому, который когда-то сделал "Берегись автомобиля" и "Иронию судьбы". Его прощальный поклон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1807
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
868
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4378
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3400

Другие новости