0
1586
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2001 00:00:00

Коньяк с лимоном

Тэги: сигалова, набоков, танго, сюита, танец


сигалова, набоков, танго, сюита, танец

В СПЕКТАКЛЕ "Грезы любви" использован принцип гениального фильма "Бал": там история XX века отслеживалась через смену модных танцев всех десятилетий. Здесь, конечно, задача куда скромнее: дать аромат эпохи между двумя мировыми войнами через один танец. Постановка сделана для Театра эстрады. И задумана не как балетный спектакль, а как эстрадное ревю. А какой танец наиболее зрелищный? Правильно, танго. Как только выбран танец - осталось придумать сюжет, который дал бы возможность много показывать выбранное. Теоретически здесь есть два варианта: что-то из аргентинской жизни (чревато неудобствами - все-таки совсем иная, далекая культура) или из эпохи, в которую часто танцевали танго. Создатели спектакля "Грезы любви" пошли по второму пути. Американский продюсер постановки мечтает, чтобы спектакль попал на Бродвей, для чего обрабатывается окружение Михаила Барышникова: вдруг он даст согласие поучаствовать? Пока же "Грезы" будут представлены на Всемирной театральной олимпиаде в Москве.

Постановщик Алла Сигалова сделала танго-сюиту для труппы "Имперский русский балет", возглавляемой Гедиминасом Тарандой. В основе либретто - мотивы берлинских рассказов Набокова. Страсть эмигрантов "первой волны", белого офицера и ресторанной танцовщицы, подана, как в городском романсе: "и погибла их жизнь молодая из-за этой несчастной любви". Его преследует то ли полиция, то ли чекисты, он схвачен типами в плащах и низко надвинутых шляпах, но бежит, чтобы на миг увидеться с ней и быть застреленным у нее на глазах. Действие происходит в различных кабаках, респектабельных и не очень. Много блеска в буквальном и переносном смысле. Эмансипированные дамы (смесь манер тигриц и одалисок) постоянно меняют туалеты и картинно курят сигареты в мундштуках. Кавалеры - бывшие корнеты Оболенские и поручики Голицыны - носят фраки и бриолинят головы. Даже марсельские бандиты-апаши, как и немецкие проститутки, и московские нэпманы, - изящны, как бутоньерка: кажется, что все питаются исключительно коньяком с лимоном. "Грезы" - еще и модное дефиле. Танцовщицы ходят бедрами вперед, как манекенщицы. Пользуясь подлинными историческими выкройками, 125 костюмов а-ля 20-е и 30-е годы сделал русский парижанин Александр Васильев, знаток истории моды и коллекционер модной одежды. Для создания колорита эпохи он даже предоставил в распоряжение танцовщиц подлинные чернобурки той эпохи из своей коллекции.

Основной интерьер спектакля - вокзал, главный шумовой эффект - звук поезда. Кафе, в которых бытуют герои, как будто привокзальные, или в них неистребим дух кочевья, делающий неотличимым дансинг от железнодорожной станции (художник Георгий Алекси-Месхишвили). Герои-эмигранты (в главных ролях Гедиминас Таранда и Алла Сигалова) блуждают по дорогам Европы, с легкостью заезжая в советскую Москву 20-х и так же легко уезжая обратно в бухаресты, парижи и берлины. Не ищите правды истории, она здесь сознательно не подразумевается. Главное - у персонажей есть возможность станцевать российское танго под голос молодого Утесова. А у зрителей спектакля - послушать архивные довоенные записи, вывезенные Сигаловой из Германии: мелодии наших прабабушек плюс одно аргентинское танго - знаменитую "Кумпарситу". Этим звукам можно самозабвенно внимать, закрыв глаза. Какие названия - танго "Эстерхази", "В марсельском порту", "La Garson"! И какие, черт возьми, мелодии - изысканные и брутальные одновременно, будоражащие кровь.

Музыка диктует стиль танца - это именно поступательное европейское танго, а не латиноамериканское с его сдержанной амплитудой. К тому же в концертном варианте: Алла Сигалова при постановке изучала фотографии и киносъемки профессиональных тангистов той эпохи. Танго здесь не столько знак страсти, сколько апофеоз шикарного "пира во время чумы". Задействованы и эффекты немого кино с их пластически "усиленными" позами, компенсирующими отсутствие слова. Движения танго поданы вперемежку со вставными танцами: посетители кабаре смотрят на тамошних артистов. Тут ориентальные мотивы, полубалетное трио главной героини-танцовщицы с двумя кавалерами и откровенно балетные мелкие движения на пуантах. Плюс пантомимные эпизоды, поддерживающие ход событий, включая торопливый секс героев в телефонной будке.

В идеале исполнители "Грез любви" должны добиваться не танца "роковых" женщин и скучающих мужчин, как сейчас, а такой манеры, чтоб она напоминала холодное совершенство спортсменов в бальных танцах. Жесточайшая мелодрама сюжета будет гораздо рельефнее смотреться на таком фоне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
782
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
913
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
454
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
312

Другие новости