0
959
Газета Культура Интернет-версия

05.10.2001 00:00:00

Орден после попойки

Тэги: берлин, артфорум


ПЬЯНАЯ женщина - страшная угроза. Главным русским событием Арт-Форума стал перформанс Елены Ковылиной на вернисаже выставки Роберта Раушенберга в галерее "Фолькер унд Фройнде". Дополнительные мероприятия часто интереснее основной программы. Берлинские галеристы стараются приурочить свои вернисажи к Арт-Форуму. На этот раз один из них стал триумфом московской художницы.

Сначала - орден. Потом - глоток водки. Дальше - танец с незнакомым кавалером. Все это под немецкие классические шлягеры с ностальгическим душком. В темном дворе, освещенном одним прожектором да еще фотовспышками и светом из соседних окон. Так выглядел перформанс Елены Ковылиной. Но это только внешнее описание. Психологическая суть в том, что художница дала каждому мужчине почувствовать себя жертвой. Проходя мимо рядов вернисажной толпы, она выбирала одного и затем выхватывала на танец. И так до конца бутылки. Момент ожидания был самым напряженным - каждый мужчина ждал с ужасом: не меня? не меня? И чем пьяней была художница, тем чаще немцы бочком пробирались к выходу со двора. Их испуг был очевиден. Так русская вакханка завоевала Берлин. Увы, про русские галереи этого сказать нельзя.

На Арт-Форуме в этом году - две русских галереи. А в прошлом году было пять. Елена Селина, чья XL-галерея была в том году, делает ремонт, перед тем как открыть новое выставочное пространство, Владимир Овчаренко ("Риджина") предпочел ярмарку в Кельне - как правило, более коммерческую, а галерея Врублевской просто растворилась в неизвестности. Осталось только двое: "Айдан" из Москвы и "Арка" из Владивостока. Вот реальный показатель русского участия в европейском арт-рынке нового столетия: две отечественные галереи на 170 участников из 27 других стран. И ни одного нового галериста из России.

Матрешки - экспортный вариант русской культуры. На стенде венской галереи "Меццанин" выставлены фотографии Анны Ермолаевой: знакомые куклы в новых ракурсах. Но Ермолаева - скорее австрийская художница, чем русская. Она работает для западного зрителя. Матрешки всегда в цене. И чем ближе русский художник к "матрешечности", тем больше у него шансов быть принятым за "русского художника". На стенде "Айдан" - Сергей Шутов. Его серия "Нимбы" - ряд из черно-белых работ: в них использован один из принципов иконы, а классическая православная символика перемешана с современной. Шутов интерпретирует заново образ Спаса Нерукотворного и т.д. Так он продолжает свою работу с религией - на Венецианской биеннале в этом году его инсталляция была составлена из молящихся "фигур", покрытых черным покрывалом (они то поднимались, то опускались), телевизоров (на экранах - разноязыкие молитвы) и динамиков (из них разносились слова молитв). Так русская "тяга к духовности" появляется вновь. Жив, жив заказ на "матрешечность".

Больше всего московских художников - на стенде галереи "Кринцингер" (Вена). Игорь Мухин с московскими фотографиями. Валерий Кошляков с небольшими работами, сделанными при помощи цветного скотча. Дмитрий Гутов - с фотографией, посвященной Курбе. И никакой "матрешечности". Основные конкуренты российских галеристов - западные, которые начинают работать с нашими художниками так же, как с их европейскими коллегами. Без скидок на экзотику.

* * *

Галерея "Арка" - одна из двух галерей, которые есть в городе Владивостоке. Она была организована в 1995 году. Обозреватель "НГ" побеседовал с галеристкой Верой Глазковой:

- Вы уже не первый раз участвуете в Арт-Форуме?

- Да, это наше второе участие в международной берлинской ярмарке.

- А как вы начинали?

- Когда я первый раз участвовала в ярмарке, это был 2000 год, "Арт-Москва". И там я познакомилась с Фолькером Дилем, от которого получила приглашение на берлинскую ярмарку: взяли работы наших художников, был экспертный совет, он и пригласил к участию.

- Удачно? Я имею в виду коммерческий успех?

- Нет, коммерческого успеха пока ожидать не приходится. Но интерес зрителей, интерес прессы был большой - много интервью, обсуждений, о нашем стенде даже писали немножко в немецких газетах. А коммерческий успех... Одну работу у нас купили в прошлом году.

- Это не окупит даже одного авиабилета...

- Как сказал один известный художник, мы приехали сюда, чтобы потратить деньги. Получается, что мы не можем их вернуть. Участвовать ли? Мое твердое убеждение: если сидеть на месте и работать в рамках одного города, то ничего происходить не будет - не будет процесса. Поэтому я буду стараться и дальше - может быть, выберу еще какую-то ярмарку.

- А вы с собой привезли покупателей из Владивостока?

- Из Владивостока я, конечно, никого не привезла, потому что во Владивостоке вообще не покупается современное искусство и рынка современного искусства нет. Я думаю, мы работаем с целью популяризации творчества художника и, возможно, на будущее - воспитываем своего коллекционера. У нас город небольшой, но очень много художников - есть же академия, которая выпускает их каждый год. Каждый имеет своего покупателя, ценителя или ищет его постоянно. Но в основном все живут достаточно сложно. Я, наверное, первая занялась современным искусством, пытаясь определить его сферу в своем родном городе, и сделала попытку представить его на международной выставке.

- Вы уже осмотрелись на выставке? Как могут чувствовать себя владивостокские художники на международной сцене?

- Это мой первый вопрос и первое желание - понять, как наши художники чувствуют себя в европейском контексте. Мы не позади и не впереди, а в стороне.

- Вы говорите, что Япония и Корея вам ближе, чем Москва. Почему?

- Потому что наши художники там чаще выставляются, чем в Москве. Особенно последние 5 лет.

- С чем это связано? Их меньше приглашают в Москву?

- Их вообще не приглашают в Москву. Мой выезд на ярмарку "Арт-Москва" был во Владивостоке событием. Как это - художников, причем таких, которые выставляются в негосударственной галерее, - выставили в Москве? Союз художников иногда проводит выставки своих мэтров в Москве, но это так редко - единицы художников попадают туда, а молодых художников у нас достаточно.

Зато у нас есть ежегодные выставки 4 территорий - Корея, Япония, Китай и Владивосток, которые проходят в одном из городов этих территорий. В этом году была замечательная выставка в Музее современного искусства города Тояма. Тояма - это почти Владивосток по размерам, но у них есть замечательный Музей современного искусства, и там все наши художники, которые активно работают, выставляются.

- А сейчас ваши художники приехали?

- Нет, это очень дорого. Они могут поехать, только если их пригласят и оплатят им дорогу. В прошлом году я помогла своим художникам, а в этом году - уже не в состоянии. Это очень дорогое удовольствие.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2340
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5176
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2870
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3311

Другие новости