0
1798
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2002 00:00:00

Отмороженные другие

Тэги: аменабар, другие


Не успели еще Другие в одноименном тягучем хорроре Алехандро Аменабара доесть свой суп и дочитать молитву, а уже пришли новые другие - не менее несчастные, но более обаятельные. "Ванильное небо" Кэмерона Кроу в отличие от "Других" станет хитом в России. Дело даже не в том, что Том Круз с Пенелопой Крус - больше и лучше, чем одна Николь Кидман. С этим как раз еще можно поспорить. И не в том, что в американской обработке мотивы Аменабара выглядят эффектнее: в "Ванильном небе" прочитываются не только параллели с "Другими", за основу фильма Кроу взял романтический триллер "Открой глаза" (1997) того же Аменабара. Главное, что выяснение героями своего подлинного физического статуса и психического диагноза не является у Кэмерона Кроу самоцелью. И до и после смерти главным в жизни героев "Ванильного неба" остается любовь.

Фильм превращает бытие и небытие в замысловатый лабиринт. Но проплутав по самым укромным закоулкам, человек приходит все к той же простой истине, что нужен ему только один мир - земной. И одна любовь - настоящая, реальная. А если ее нет, любое ирреальное счастье оказывается вариацией отчаяния и формой бесконечного переживания самоубийства. Суицид интерпретирован как потеря ориентации во времени и пространстве жизни, смерти, сна.

Молодой, красивый, богатый и удачливый Дэвид Эймс (Круз) должен пройти через многие круги ада, чтобы понять, что этим адом является его внутренний мир. Он способен на многое. Потерять любимую девушку Софию (Крус) и обрести ее вновь. Нечаянно доконать нелюбимую женщину Джули (Камерон Диас) - находясь в трезвой памяти, и нечаянно убить любимую - в приступе кошмарных галлюцинаций. Выжить в автокатастрофе, привыкнуть к своему изуродованному лицу и вновь вернуть себе красоту. Дэвид не может только одного: понять, когда он еще жив, а когда уже нет. А также: когда и кого он все-таки убил - если убил. Над головой героя зависают декоративные облака импрессионистской живописи - зато почва ускользает из-под ног.

Третье тысячелетие актуализирует виртуальные миры не как изыски фантазии, но как действительность - подлинную по-своему. Каковы же те "нейтральные зоны", где мир земной начинает перетекать в мир сознания, а оттуда - в подсознание? ХХ век изощрялся в создании визуальных обозначений такого перетекания - кино нового тысячелетия предпочитает полностью очищать визуальный ряд от каких-либо намеков на расслоение изображаемой реальности. Никаких размытых кадров, мистического эха, подсветок, никаких вкрадчивых странностей антуража. Все так же накурено и шумно на дискотеках. Все так же блестит мокрый асфальт, хамят бармены, все так же честно и тупо ведут сеансы психоаналитики. Все так же снятся страшные сны. Все так же простодушна, несентиментальна и притягательна София. И так же приставуча, сексуальна и искусственна Джули. В какой бы реальности ни разворачивалось действие, все компоненты происходящего верны себе. Только человек от этого сам не свой.

Кроу строит сюжет из дежурных лейтмотивов: богатый и бедная, катастрофа, ускользнувшая красота, уродство, маска, двойники, узурпированная внешность, преступление, потеря памяти, замораживание, бессмертие. Но все эти мотивы оказываются чем-то вроде музейных экспонатов, отрешенных от живой жизни. Камуфлируясь под эмоционально-романтическую традиционную попсу, фильм движется к созданию интеллектуально-мучительного фольклора XXI века. Визуальная сдержанность (и даже индифферентность) сочетаются у Кроу с ровным ритмом восхождения к новым глобальным фобиям. Человек теперь боится не погибнуть, а не заметить того, как умер, превратился в виртуальное существо. Боится не растворения в пустоте после смерти, а слишком сладких и обманчивых посмертных снов. Боится разминуться с любимой в плотных слоях обретенного бессмертия. Боится не отличить иллюзию от подлинной жизни. Боится вовремя не понять, что он несчастлив.

У Кэмерона Кроу обычная земная идиллия, ради утверждения которой Голливуд всегда был готов на все, оказывается недостижимой. Поэтому фильм звучит как неожиданный вопль отчаяния, прорвавшийся сквозь отшлифованные подводки к хеппи-энду. Отмороженный в прямом и переносном смысле Дэвид прыгает с небоскреба. Это не самоубийство - это разрыв с уютной, но дающей сбои вечностью. Назад, в конечное время смертных, Дэвид летит стремительно, но печально и долго. Только бы он долетел до "объективного" нью-йоркского асфальта, только бы почувствовал, что жизнь после этого стала настоящей...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
494
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
611
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
522
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
428

Другие новости