0
1820
Газета Культура Интернет-версия

21.02.2002 00:00:00

РАО имеет право

Тэги: сигалова, грезы любви


В апреле 2001 года на сцене Театра эстрады прошла шумная премьера пластического спектакля "Грезы любви" в постановке хореографа Аллы Сигаловой. Исполнял "Русский Имперский балет". Сольные партии танцевали сама Сигалова и руководитель Имперского балета Гедиминас Таранда. До сентября все было хорошо, но вдруг оказалось, что у партнеров разные взгляды на то, кому балет принадлежит. В результате на сегодняшний день существуют два спектакля: один старый, "Грезы любви", им владеют Сигалова, Театр эстрады и продюсер Натан Шлезингер. И второй, поставленный в "Русском Имперском балете": здесь считают, что идея была общая, и отдавать удачную находку не хотят. У "имперцев" поставлен тоже балет-танго, но с другой хореографией и музыкой, с измененным названием "Грезы любви (Последнее танго)", что и было зарегистрировано в РАО.

История эта - классический случай, достойный быть вписанным в учебники юриспруденции в главу "Последствия несовершенного законодательства и отсутствия государственного института охраны авторских прав". Всем нужен обновленный закон, учитывающий сегодняшнюю ситуацию, когда можно официально собирать приличные "поспектакльные".

Гедиминас Таранда, руководитель "Русского Имперского балета": "15 апреля состоялась премьера, до середины лета спектакль игрался на сцене Театра эстрады, потом труппа "Имперского балета" ушла в отпуск. Когда мы вышли, у Театра висели афиши нового спектакля. По-прежнему упоминалась марка "Имперского балета", хотя мы уже не танцевали.

Вскоре мы уехали на гастроли в Финляндию с тремя программами, одна из которых включала и "Грезы любви". В тот момент, в сентябре, авторские права на спектакль принадлежали Алле Сигаловой, но у нас были совместные обязательства перед финскими партнерами, которые надо было выполнять. И мы сделали свой спектакль, со своим либретто и хореографией Георгия Ковтуна. Уехали на гастроли в Израиль, и вскоре туда приехала Алла Сигалова со своим спектаклем. Разразился скандал.

На наш спектакль в Израиле были приглашены независимые эксперты, которые признали наш спектакль отдельным самостоятельным произведением. Прошу заметить, что "Русский Имперский балет" не получал и письма Аллы Сигаловой о запрете играть спектакль, в названии которого присутствуют слова "Грезы любви".

Натан Шлезингер, продюсер: "Конфликт ожидаемый. Потому что, когда мы отыграли летние спектакли, произошла история, которую я счел мальчишеством. Таранда в начале июля сказал Сигаловой: "Зачем нам Натан? У меня есть люди, которые нам обеспечат дальнейшую жизнь спектакля". А я уже сделал спектакль: Георгий Алекси-Месхишвили построил декорации, Александр Васильев пошил костюмы. С этими всемирно известными людьми я работал без договоров. Но я всю жизнь работал с известнейшими актерами - и никогда ни с кем не заключал контрактов. Конечно, мы должны были зарегистрировать права раньше, но именно финские гастроли Таранды толкнули нас на поход в РАО".

Алла Сигалова, хореограф: "Оттого что нет жесткого законодательства, нет повода делать жесткие контракты: мы в любой момент можем с этим контрактом сходить в туалет. Многое делается на личном контакте. И на Западе то же самое.

А оттого что на ярмарке в Коньково продаются платья с лейблом "Гуччи" или "Ферре", ни "Гуччи", ни "Ферре" не прекращают свою деятельность, все знают, что это подделка".

Владимир Твердовский, председатель Российского авторского общества: "РАО имеет право выдать разрешение на использование произведений, собрать за их использование деньги и выплатить автору. Вот цель регистрации в РАО, которая не является фиксацией авторского права. Подписывая стандартное лицензионное соглашение, автор берет на себя ответственность за создание конкретного произведения. Если возникает какой-то спор между авторами, РАО выходит из этой ситуации и ждет решения суда. Как только у нас появляется документ, говорящий о том, что кто-то присвоил права на чье-то произведение, РАО информирует об этом пользователей и аннулирует регистрацию.

Этот принцип работы соблюдается во всем мире, по той же схеме работают 120 наших партнеров. Регистрация в РАО ни в коей мере не связана с фиксацией авторского права. Закон об авторском праве прямо говорит о том, что идеи не охраняются, поскольку витают в воздухе, а охраняется только нечто материальное, воплощенное. При необходимости назначается экспертиза.

Обезопасить себя можно так: запечатайте то, что считаете своим - стихотворение, либретто, снятый на видео спектакль, - в конверт, отправьте на свой собственный адрес заказным письмом и держите, не вскрывая конверта, до случая. Дата, указанная на почтовом штемпеле, поможет вам в суде, если дело до того дойдет. Но и эти действия все равно могут быть только одним из доказательств. Стопроцентным доказательством является только патент".

Виктор Чернышев, гендиректор "Моспатента": "В России из-за отсутствия государственного института, отвечающего за защиту авторского права, далеко не все и не всегда можно авторски зарегистрировать в соответствии с действующим законодательством. Государство должно понимать, что система авторского права, существовавшая при социализме, не может работать сейчас. В Госдуму периодически попадают проекты документов, связанные с авторским правом, но они никем не лоббируются в силу невысокой финансовой стоимости вопроса по сравнению с промышленным сектором экономики".

Итак, идея беззащитна изначально. Об этом говорит закон РФ об авторском праве от 3 августа 1993 года: "Авторское право не распространяется на идею, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты".

Но и незащищенность автора из-за отсутствия необходимых институтов закреплена государством. Интеллектуальные заимствования - вещь трудно определяемая и доказуемая, авторы - люди творческие, судиться им неохота. А суд остается единственной инстанцией, которая решает сегодня авторские проблемы. Та же библиотека конгресса в Соединенных Штатах легко регистрирует за гражданами авторские права установленного в США образца, и стоит это 20 долларов. Но подлинного авторства не проверяет: любой может зарегистрировать на себя "Евгения Онегина". "Автором" он, правда, будет только до решения суда.

Заимствования и споры неизбежны, взору предстает совершенно хармсовская картинка: издательства, дизайнерские бюро, киностудии и театры - на замке. На дверях таблички: "Ушли в суд. Вместо того чтобы жить и работать".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
783
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
913
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
454
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
313

Другие новости