0
1577
Газета Культура Интернет-версия

03.04.2002 00:00:00

Битва при живом классике

Тэги: мариинка, баланчин


Потренировавшись на опусах Баланчина, Мариинский театр рискнул взяться за Джона Ноймайера (глава Гамбургского балета и всемирно знаменитый хореограф). Его имя - знак современного "симфонического танца", предполагающего структурный синтез балетной классики с постклассическими танцевальными системами.

Баланчин вспомнился вот еще почему. Что бы ни ставили на российской сцене - его ли, или Ноймайера, или джона смита, - возникает проблема стилистического соответствия поставленному в исполнении наших танцовщиков, любимый конек критиков и головная боль театров. В Питере Ноймайер столкнулся с трудностью: как совместить привычки танцовщиков к движенческим "эмоциям о чем-то" с требуемым им подходом "эмоция как концепция"? И началась битва титанов. С одной стороны, инерция самодовлеющей эстетики нашего балета. С другой - ноймайеровский танцевальный хай-тек, описываемый автором как "тексты, станцованные мыслящими людьми". Это предполагает особые отношения хореографии с музыкой: диалектика партитуры, ее "воображаемый предел" воспринимаются постановщиком как тот или иной повод для максимального выражения психофизики исполнителей. А энергетическая максимальность, в свою очередь, "возбуждает" зрительские представления о хореографическом тексте.

На сцене Большого театра Мариинка показала три одноактных спектакля. В двух первых, "Весна и осень" и "Тогда и сейчас", Ноймайер победил негнущиеся спины исполнителей элегантностью своих балетных комбинаций. Он перенес на питерскую сцену давние, причем так называемые бессюжетные постановки, а не какую-либо из своих многочисленных хореодрам. Танцовщикам пришлось как-то подстраиваться под этот факт, при том что спектакли очень разные. Название первого переводится с английского еще и как "Активное - пассивное" и "Прыжок и падение", здесь надо обыгрывать парадоксы совпадений почти идиллической Струнной серенады Дворжака с игрой слов названия. Импульсивно-джазовая динамика Равеля во втором балете надоумила хореографа прослоить классические па столь же спортивным, сколь и эротическим азартом. На фоне кроваво-красного задника от художника Зака Брауна. (Здесь выступила Светлана Захарова, номинированная на "Маску" за "лучшую женскую роль в балете").

В третьем балете, "Звуки пустых страниц" (эксклюзив, специально для Мариинки), - победила труппа, потому что хореограф сыграл с исполнителями в поддавки. Он просто-напросто озаботился тем, чтобы балет на музыку Шнитке, давнего друга Ноймайера, был по мерке именно этим танцовщикам именно этого театра. В двух опусах лексикой руководили партитуры - с их тематическими разработками, "сквозными" построениями, нарастаниями, кульминациями и спадами. В последнем балете царила прежде всего дань памяти Шнитке и его трудной судьбе, а уже потом его музыка. Хореограф надрывно нанизывал стереотипы собственной манеры на пронзительный Концерт для альта.

Главный герой в первые моменты крупно чертит то ли символическую линию жизни, то ли собственную кардиограмму, потом душераздирающе мечется, как разведчик на допросе, а в финале рвет телом некий порог - бумажный лист - и наглядно начинает жить после жизни. (Талантливо исполняющий все это Андриан Фадеев тоже номинирован на "Маску"). Прозрачно зашифрованные пластические комбинации не зря расшифровывались питерской критикой как "серьезная жизненная проблематика" и "схватка со злом", а безымянные персонажи прочитывались как Власть (или Судьба), Муза художника, Смерть и Второе композиторское "я". В ход действительно пошли аллегории и намеки, а значит, возникла дырка, в которую труппа может протащить все свои иллюстративные привычки повествовать телом.

Под Дворжака и Равеля артисты Мариинки танцуют трудно, не выдерживая баланс "нашего" и непривычного, неуверенно работая в ноймайеровских узловых точках, когда Т-позиция (базовое па модерн-данса) и дискретность движения должны хитро сливаться с арабесками и классической кантиленностью. Но смотреть это интересно хотя бы потому, что переживаешь: получится ли? Шнитке, наоборот, проходит гладко. Но на "Звуках пустых страниц" мне пришлось гнать от себя ощущение предсказуемости. И было скучно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
988
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
984
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
949
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
886

Другие новости