0
1114
Газета Культура Печатная версия

27.05.2003

Майкл Найман и визуальная агнозия

Тэги: найман, премьера, опера

Минимализм, уже отвоевавший свое на Западе и успевший стать ширпотребом и классикой, с непреодолимым опозданием (как, впрочем, и все прочие "измы" цивилизации) наконец-то входит и в российскую практику. Даже в Саратове в рамках Собиновского фестиваля по инициативе одного из самых крепких отечественных дирижеров Юрия Кочнева только что состоялась российская премьера Пятой симфонии Филиппа Гласса "Мост между прошлым, настоящим и будущим". А в Москве "Маленький Мировой Театр" (не слабо!) впервые в наших краях и впервые на русском языке в присутствии живого 59-летнего автора (еще не забыто московское выступление Michael Nyman Band в разгоряченном БЗК) представили камерную "неврологическую" оперу Майкла Наймана "Человек, который принял свою жену за шляпу" (The Man Who Mistook His Wife for a Hat).

Все знают фильмы Гринуэя, многие помнят "визитную карточку" композитора - символизирующий неотвратимость возмездия Memorial с исступленным женским вокалом в фильме "Повар, вор...". Найман - человек-легенда, номинант и лауреат всего, чего только можно, культовый композитор для нескольких поколений, пианист, музыковед и критик, знаток румынского фольклора, изобретатель заветного термина "минимализм", сочинитель опер, струнных квартетов, инструментальных концертов, саундтреков, музыки к пьесам и балетам, показам мод и даже компьютерным играм. Один из самых продаваемых живых классиков. А наступивший после разрыва с Гринуэем и фильма Джейн Кэмпион "Пианино" перелом в одночасье сделал его главным классиком Британии. Различные его произведения написаны по случаю землетрясения в Армении и румынской революции, ЭКСПО-92 и церемонии открытия скоростной железной дороги Париж-Лилль, в честь футбольного чемпионата Европы и в память жертв Холокоста.

Опера - жанр действенный, с кровью. Нарочитая эмоциональная бесстрастность Наймана пусть и противоречит оперным устоям, однако создает ауру притягательной пикантности. Отнестись к этому продуктивнее всего как к красивому орнаменту или гербарию. Сидя в замке из слоновой кости, маэстро избегает грубых приемов и реалистических штрихов в письме, вместо большого оркестра у него скромный ансамбль, состоящий из рояля, двух скрипок, альта, двух виолончелей и арфы, и всего три певца. Тем парадоксальнее сюжет из сферы человеческих патологий. В основе либретто этой провокативной метафорической оперы, впервые поставленной в 1986 году в лондонском Институте современного искусства (ICA) - книга-бестселлер американского неврофилософа Оливера Сакса, коллекция реальных "сказок" из его богатого клинического опыта. В одноактную оперу на 70 минут вошла история знаменитого певца и профессора пения Клауса П.

Событийную цепь составляют диагностические тесты доктора С. над Клаусом П., страдающим визуальной агнозией (психической слепотой в результате повреждения визуальных отделов мозга - больной воспринимает только разрозненные детали и не видит целого, либо видит неадекватно) - сначала мы попадаем в клинику, потом в дом профессора. Правда, иногда становится непонятно, кто кого тестирует. Нам показывают, как талантливый, но аномальный человек выживает благодаря творчеству - музыка (а пациент воспринимает предметы, как музыку) гармонизирует его сознание, восстанавливает хаотично раздробленные куски его мира в единое целое. Знаменательно, что стержень этого мира - любимый композитор Клауса П. Роберт Шуман, сам страдавший неизлечимой психической болезнью. Цитатность Наймана - тема для отдельного разговора, и здесь он впрямую и в виде аллюзий цитирует шумановский цикл "Любовь поэта". Поведенческие стандарты и ритуалы, выработанные Клаусом П. для борьбы с болезнью (песенки типа "па-ра-рам" для одевания, еды, бритья), были придуманы и воплощены при помощи самоотверженной жены, полностью посвятившей себя этой борьбе.

Ученица Георгия Ансимова, талантливый режиссер Наталия Анастасьева, известная "Дидоной и Энеем" в "Новой опере", и сценограф Анна Колейчук соединяют в своем "психиатрическом" спектакле эмблематичную ритуальность минимализма (автоматическая пластика персонажей, элементы видеопроекции для создания оптических искажений да и сам по себе весь антураж галереи с тихоокенской плетеной мебелью) и приметы бытового театра (живой декоративный кролик, горничная, попавшая сюда словно из мира Островского, живописный завтрак с китайским чаем). Ансамблем из семи музыкантов, одетых в белые халаты, словно опытный психиатр дирижирует Дамиан Иорио - британец, прекрасно говорящий по-русски и посвящающий много времени нашей стране. Блестяще исполнил фортепианную основу наймановской партитуры Петр Аполлонов.

Хорошо, что оперу Наймана спели не солисты Большого театра и не лауреаты Конкурса Чайковского, а именно те люди, которые и должны ее петь. Большие роскошные голоса, вокал в глазах здесь оказались бы помехой. Выбор бас-баритона, атлетичного красавца и при этом умного артиста и стильного музыканта Михаила Давыдова и сопрано Юлии Корпачевой, у которой за оболочкой сдержанности таится бездна, оказался снайперски точным - при нашей бедности эти двое сейчас стали главными спецами на поприще современного стиля. Что касается невротической пронзительности тенора Дмитрия Кузьмина (невропатолог С.), то в подобном контексте она казалась более чем уместной. Мы же не в итальянской опере, а в психиатрической. Но если можете, постарайтесь все же не принимать свою жену за шляпу.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова

Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова

Елизавета Авдошина

Готовится главная премьера сезона в «Et Cetera» - "Ревизор"

0
327
А Призрак был?

А Призрак был?

Владимир Хохлев

Норвежская спецоперация по развалу Датского королевства

0
1335
Максим Осадчий выиграл дуэль

Максим Осадчий выиграл дуэль

Наталия Григорьева

Оператор фильма "Дуэлянт" получил премию "Белый квадрат"

0
1001
"Томагавк" в качестве бумеранга

"Томагавк" в качестве бумеранга

Бахтияр Тузмухамедов

Простые подходы – это ловушки при решении сложных проблем

0
2184

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости