0
1867
Газета Культура Печатная версия

10.09.2003

Кевин Маккензи: "Я пришел в театр как худрук, а не как бизнесмен"

Ирина Арутюнян

Об авторе: Ирина Нагапетовна Арутюнян - член общества "Друзья Большого балета".

Тэги: маккензи, абт, балет, сша

Американский балетный театр - ведущая балетная труппа США. Уже 10 лет ее возглавляет Кевин Маккензи - известный танцовщик и балетмейстер. Он принял труппу после долгого правления Михаила Барышникова и в момент ее острого финансового кризиса - в то время поговаривали о скором закрытии АБТ и роспуске труппы. Сейчас на спектаклях АБТ публика наполняет огромный зал Метрополитен-оперы. Корреспондент "НГ" побывал на весенне-летнем сезоне театра и побеседовал с его художественным руководителем.

- Мистер Маккензи, соглашаясь возглавить труппу, вы уже имели план вывода театра из кризиса?

- Я всегда считал, что трудности АБТ заключались не в художественной стороне дела: проблемы были с финансами, и это - большая разница. Труппа может иметь замечательные спектакли, но не уметь их продать, не знать, как привлечь людей в зрительный зал. Изначально я планировал кое-какие изменения в репертуаре, которые найдут отклик у публики и дадут возможность артистам предстать в лучшем виде. Но мне объяснили, что пока мы не будем проводить правильную рекламную политику, все будет впустую. В результате я согласился жить в режиме жесткой экономии и тратить деньги в основном лишь на новые работы и рекламу. Это позволило нам прийти в себя. В те годы нам был нужен бюджет в 27 миллионов долларов, но мы урезали его до 13 миллионов. Сейчас он составляет уже 30 миллионов. Пожертвования, вклады попечителей и небольшая поддержка от правительства дают ровно половину. Остальное мы зарабатываем сами. Я всегда подчеркивал, что пришел в театр как художественный руководитель, а не как бизнесмен. Менеджеры не должны вмешиваться в дела худрука, и наоборот. Отличная, с точки зрения искусства, идея нередко ведет к финансовому бедствию. А решение, хорошее с точки зрения бизнеса, обычно вызывает смертную скуку в зрительном зале. Я чувствовал, что ключ к успеху Американского балетного театра лежит в самом его названии, с ударением на слове "американский". Не в смысле гражданства, но по самой сути Америки как страны взаимопроникновения культур.

- Вы подбираете артистов под сверстанный репертуар или формируете репертуар, исходя из имеющихся исполнителей?

- По большей части я отталкиваюсь от репертуара, учитывая, что мои артисты достаточно разносторонние. В какой-то момент я подумал: "Господи, труппа с такой историей и опытом не имеет в своем репертуаре таких балетов, как "Онегин" Джона Кранко и "Сон" Фредерика Аштона? Это наше непростительное упущение". Но бывает и по-другому. Поэтому мне нужны люди, которые не будут говорить "я Китри, но не Жизель" или "я современная танцовщица, но не классическая". Я хочу, чтобы наши артисты были способны на многое. Я сам танцевал и классику, и современный танец. Современный танец для меня был вызовом, это - как гора Эверест, на которую взбираешься... просто потому, что она есть. Но я не мог с легкостью переходить от одного стиля к другому - мое тело этому сопротивлялось. После "Лебединого озера" нужно было неделю тренировать мышцы, чтобы не получить травму на современном танце. Длительное время я танцевал только классику. Потом все отбросил и танцевал лишь модерн. А затем, когда снова обратился к классике, то заметил, что мой классический танец становился все лучше и лучше. В современном танце есть нечто, чему не может научить меня классический балет. Я смотрю на наших замечательных артистов - они все принадлежат разным школам. Я вижу, как они работают вместе, наблюдают друг за другом, обмениваются идеями, опытом, чтобы выжать из себя максимум возможного. У них нет узко местнического подхода типа: "Мои педагоги учили меня так, и я не стану делать по-другому". Вместо этого они говорят: "Моя школа учит иначе, но у тебя получается хорошо - значит, это тоже правильно". Я не какой-то деспот, который тут сидит и продвигает кого-то, потому что ему нравится цвет волос. Я достаточно объективный парень, слушаю, что говорит мой персонал, но не обращаюсь к мнению публики, потому что это опасно. И я не спрашиваю попечителей - это тоже опасно. Но прислушиваюсь к комментариям, чтобы понять, что людям нравится, а что - нет.

- В АБТ танцуют представители русской школы балета...

- Я бы не хотел быть понятым неправильно. У меня с ними сотрудничество, потому что они талантливы, а не из-за того, что представляют русский балет. В прошлые годы беглецы из России были звездами первой величины. Сейчас русские артисты работают у нас на всех уровнях - от ведущих танцовщиков до кордебалета. Не все так легко для нас, и не все так легко для них. Это не профессиональные проблемы, просто жизнь в Нью-Йорке отлична от жизни, например, в Санкт-Петербурге. В этих городах играют в разные игры. Жизнь устроена так, что в АБТ зачастую нет месяцев и месяцев на подготовку спектакля. Сколько раз приходилось слышать от приезжающих из России: "Как, завтра у меня репетиция, а на следующий день уже спектакль?" Приживаются те, кто может приспособиться к нашему темпу.

У нас есть Нина Ананиашвили, которая являет собой пример удивительного баланса личной жизни и жизни в профессии. Ни та, ни другая не завладела ею целиком. Или Владимир Малахов. Это Создание! Вы не понимаете, что он такое, но вы чувствуете что-то особенное. С ними обоими мы вместе много лет. Я рад, что в этом сезоне мы послали танцевать в Мариинский театр Джулию Кент, а к нам на "Ромео и Джульетту" приехала из Петербурга замечательная Диана Вишнева.

- Какими свершениями АБТ вы бы хотели похвастаться через 10 лет?

- Финансовой безопасностью. Мы никогда ее не имели: все 62 года своей истории жили от сезона к сезону без всякой гарантии, что следующий состоится. Мне бы хотелось также, чтобы в Нью-Йорке у АБТ появился надежный дом - пока нам приходится арендовать залы. Хотелось бы иметь достаточно пожертвований, чтобы не "потонуть", даже приняв ошибочное решение. И нужна собственная балетная школа. Она не должна быть исключительно классической, танцовщиков надо учить всему, что может им понадобиться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россию поставили на второе место

Россию поставили на второе место

Владимир Щербаков

Москва обошла Лондон в рейтинге SIPRI топ-100

0
1363
Пентагон попал под удар

Пентагон попал под удар

Владимир Иванов

В Стратегии национальной обороны США обнаружены серьезные недостатки

0
879
Операция прикрытия «Камуфляж»

Операция прикрытия «Камуфляж»

Игорь Атаманенко

Как КГБ шифровал своего «суперкрота» в ЦРУ

0
1111
Москва по-прежнему цель номер один

Москва по-прежнему цель номер один

Александр Бартош

США, НАТО и ЕС рассматривают гибридную войну против России как объединительный геополитический проект Запада

0
571

Другие новости

Загрузка...
24smi.org