0
961
Газета Культура Печатная версия

10.10.2003

Итальянский зигзаг

Тэги: италия, макбет, тоска, опера


Московский оперный сезон собрал наконец первый урожай. Театр Станиславского и Немировича-Данченко, очутившийся на время реконструкции в объятиях чужих сцен, выдал в Зале Чайковского "предварительный" результат своей работы над "Тоской" в виде концертного исполнения - к декабрю увенчанная "Золотой маской" режиссер Людмила Налетова обещает выпустить мелодраму Пуччини о любви перед лицом политического режима уже в виде спектакля. Гораздо более сущностное исследование генетической природы власти предпринял Большой театр, приобретя (как уже было с "Силой судьбы" или "Адриенной Лекуврер") у фестиваля "Флорентийский музыкальный май" права на прокат самой мрачной вердиевской оперы "Макбет" в постановке Эймунтаса Някрошюса (на премьере 2002 года во Флоренции дирижировал Зубин Мета). Очередной репертуарный зигзаг в сторону итальянской оперы, до которой наша публика куда как охоча, налицо. Пристрастие к кровавым сюжетам - тоже. Впрочем, что за опера без моря крови и горы трупов? Закон и привилегия жанра. И совсем уж замечательно, если по ходу прекрасной музыки, которую так важно не расплескать, удается перекинуть мост в современность и попутно порадовать глаз и интеллект незатертыми эстетическими ходами.

"Тоска" - не самый удачный вариант для концертного исполнения, как, впрочем, и любая опера веристского направления, это вам не Моцарт и не бельканто. В концерте с его культом чистого музицирования Пуччини временами проигрывает сам себе. Пуччини требует спектакля с его грубой весомостью, а вне спектакля все эти крики, стоны, угрозы и проклятия "не работают", зачастую оборачиваясь обычным сольфеджио. Впрочем, новая московская "Тоска" была примечательна тремя моментами. В кои-то веки КЗЧ был забит до самого потолка, чего здесь никогда не случается даже на гастролях великих дирижеров. Впервые театр сделал ставку не на Ольгу Гурякову и вывел из тени Ирину Аркадьеву - ее Тоска вышла очень музыкальной, лирической, но несколько однообразной и холодной (общеевропейская тенденция поручать эту крепкую партию все более легким голосам настораживает). В лучшую сторону по сравнению с игрой в яме отличался, несмотря на художественное руководство дирижера Вольфа Горелика, звук оркестра, вероятно, каким-то образом укрепленного по случаю (в концертмейстерах виолончелей, в частности, был замечен дирижер Феликс Коробов, выпустивший в прошлом сезоне "Золотого петушка").

"Макбет" из тех "проклятых" сюжетов, что, по старому театральному поверью, приносят несчастья. 400-летняя практика бытования шекспировской трагедии на театре скопила целый свод дурных примет и печальных последствий, предостерегающий от "этой пьесы", название которой в Англии предпочитают не произносить напрямую. Тем не менее гений современной нам режиссуры Някрошюс не побоялся, уже поставив "Макбета" в драме, ступить на зыбкую оперную почву. Режиссеров драмы и кино (Брука, Шеро, Додина, Кончаловского, Виктюка etc.) зовут в оперу в надежде, что эти люди со стороны с другими принципами и совершенно иным языком сумеют придать обветшалому жанру новые жизненные импульсы. Иногда из этого экстремального столкновения режиссерской мысли с оперной рутиной выходит что-то путное, иногда нет, ведь, по словам тех же самых режиссеров, привыкших работать с актером, как с пластилином или как с мыслящим сосудом, преодолеть "скорбное бесчувствие" оперных вокалистов - дохлый номер. Другие мозги. Другая психофизика. Някрошюс певцов особо и не трогает: кесарю кесарево. В его "Макбете" поющие фигуры - не более чем дополнительный элемент красивого декоративного ритуала. Правда, поют под управлением приглашенного итальянского маэстро Марчелло Панни (опытного, именитого, импульсивного, любящего быстрые темпы) несколько лучше привычного серого стандарта - из ровного общего ряда выделяется протагонист Владимир Редькин. Спектакль играют сам режиссер в "семейном союзе" со своим сыном Мариусом (сценография) и художником по костюмам Надеждой Гультяевой. Основная действенная нагрузка ложится на хор и миманс, которым после черняковских "Похождений повесы" уже ничего не страшно. Некоторые мизансцены завораживают.

Помешала ли опера Някрошюсу? Кажется, что да. Недосказанность с его стороны, во всяком случае, чувствуется. Хотя для оперы и, в частности, для Большого театра такие спектакли - путь в будущее.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хафтар зовет к джихаду против итальянцев

Хафтар зовет к джихаду против итальянцев

Равиль Мустафин

Очередная ливийская смута торпедирует мирный процесс

0
1276
Российские операторы связи вынуждены использовать иностранное оборудование для хранения переговоров и сообщений своих абонентов

Российские операторы связи вынуждены использовать иностранное оборудование для хранения переговоров и сообщений своих абонентов

 

1
1503
Компромисс по беженцам на саммите ЕС оставляет еще много вопросов

Компромисс по беженцам на саммите ЕС оставляет еще много вопросов

Олег Никифоров

Проблема нахождения мест вне Евросообщества для размещения мигрантов осталась нерешенной

0
2265
В парламенте Италии требуют ограничить санкции в отношении России

В парламенте Италии требуют ограничить санкции в отношении России

0
671

Другие новости

Загрузка...
24smi.org