0
843
Газета Культура Печатная версия

24.03.2004

Чайковский: перезагрузка

Тэги: чайковский, поспелов, филановский, премьера


Ортодоксальные музыковеды, падайте в обморок – в рамках Всемирного дня поэзии состоялась поэтическая читка-презентация оратории "Жизнь" на музыку Пятой симфонии П.И. Чайковского (название принадлежит питерскому композитору Борису Филановскому и отсылает к неосуществленному замыслу программной симфонии "Жизнь", которую Чайковский собирался писать после Пятой симфонии, но оставил незавершенной). В полном виде, с симфоническим оркестром, хором и солистами (дирижировать будет Дмитрий Лисс) очередной смелый проект Петра Поспелова увидит свет Божий в мае в Екатеринбургской филармонии. Для чего композитор Владимир Николаев, участник таких поспеловских проектов, как "Страсти по Матфею-2000" и "Царь Демьян", чтобы лучше приспособить инструментальную симфонию для полифонического хорового пения, вступил в прямой диалог с Чайковским. Впрочем, судить о конечном результате еще рано, он в процессе дозревания. А пока что вербальную часть симфонии (грубо говоря, текст либретто), как мог, прочитал-пропел-проинтонировал для узкого богемного круга поэтов и поэтесс нашего века кандидат филологических наук, автор учебника по истории русской литературы для поступающих в МГУ Павел Лион, более известный в концептуалистских кругах как поэт-шансонье и автор направлений "интеллектуальный шансон" и "новая песенность" Псой Короленко.

Пятая симфония Чайковского, стоящая в одном ряду с шедеврами отечественного романа и живописи, развивает самые насущные темы русского духа и сознания: Бог и совесть, личность и народ, предначертания судьбы и экзистенциальный выбор, постижение смысла жизни и таинство смерти. И каждое новое время услышит в Чайковском свое. Надо только прочистить уши – партитура настолько заиграна-запилена, настолько прочно сидит в бытовом сознании, что буквально стала частью масскультуры. Разгадывая тайнопись симфонии, участники коллективного проекта захотели, чтобы бессловесная Пятая заговорила, пропустив через себя тексты разных времен и народов – от библейской "Песни песней" до песен из мультиков наших дней. Так партитура Чайковского, сохранив исконный ритмический рисунок и интонацию, перевоплотилась в футуристическом слоге Псоя Короленко.

Самый высокий символический ряд оратории восходит к апокалиптическому "Ныне, ныне, скоро, скоро" и литургическому "Двери, двери" – архаические тексты получают вполне современный перепев. Во всяком случае, музыкальному чутью и ритмической хватке Короленко, как и его тонкому чувству юмора, приходится отдать должное. Ну как не улыбнуться, когда после вариаций на тему еврейско-арамейского восклицания Иисуса, в этом абсурдистском коллаже проскакивают легко опознаваемые цитаты. Чайковский оказался настолько глубже и шире, чем можно было предположить, что смог вместить в себя и "Что тебе снится, крейсер "Аврора", и "Крылатые качели", и "Ну-ка все вместе" из "Бременских музыкантов", и Пушкина, и лермонтовские "Горные вершины", и бардовское "Солнышко лесное", и культовую рок-группу "АукцЫон". Может ли все это быть на самом деле? Каждый решает сам в меру своей интеллектуальной испорченности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова

Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова

Елизавета Авдошина

Готовится главная премьера сезона в «Et Cetera» - "Ревизор"

0
328
Музыкальный анализ сновидений

Музыкальный анализ сновидений

Владимир Дудин

Премьера Пасхального фестиваля в Берлине – опера "Женщина без тени"

0
637
"Владельцы кинотеатров обожают идиотские финские комедии"

"Владельцы кинотеатров обожают идиотские финские комедии"

Наталия Григорьева

Лауреат Каннского фестиваля Юхо Куосманен – о национальном кино, черно-белом цвете и цене успеха

0
1791
Известный писатель, знаменитая певица

Известный писатель, знаменитая певица

Иван Аленький

0
509

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости