0
3314
Газета Культура Интернет-версия

26.03.2007 00:00:00

Золушка-девственница и Курентзис вне конкурса

Тэги: симонов, сигалова, курзентис, политковская, балет


симонов, сигалова, курзентис, политковская, балет «Русские сезоны» – плач о прекрасном.
Фото предоставлено пресс-службой «Золотой маски»

Вслед за Мариинкой досрочно фестивальные обязательства выполнил Новосибирский театр оперы и балета. Москва увидела двух претендентов на «Золотую маску» в номинациях «Лучший балетный спектакль» и «Лучшая работа хореографа» – трехактную «Золушку» Сергея Прокофьева (хореография Кирилла Симонова) и одноактовку «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова (хореография Аллы Сигаловой).

Каких только пластических операций не претерпела «Золушка» в своем солидном возрасте! За шесть десятилетий попадала и в игрушечный магазин, и в Голливуд, и на одинокую звезду. Недавно угодила даже в бордель (после чего постановку Латвийской национальной оперы запретили по настоянию наследников композитора). В Новосибирске тоже решили сделать ей круговую подтяжку. Либретто, однако, принципиально не перекраивали, лишь снабдив старую сказку новыми иллюстрациями (художник-постановщик Эмиль Капелюш, художник по костюмам Стефания Ханалда Граурогкайте). Фею-крестную сменила фея-гувернантка (хотя, скорее, горничная – в крахмальном переднике и с метелкой для пыли). На балу откуда ни возьмись (напоминая о прошлогодней премьере в Большом) появились громадные апельсины, любовью к которым обуреваемы мачеха и сестры. Золушка же (почему-то с негодованием отшвырнув подаренные феей хрустальные туфельки) отправляется на бал не в золотой карете – символе роскоши, а, как и надлежит девственнице, верхом на единороге – символе целомудрия. Впрочем, известная двусмысленность этого символа недвусмысленно обещает: все будет хорошо и они поженятся. И действительно, принц, изрядно помучившись над вопросом «чей туфля?», загадку таки разрешил.

Хореограф же (уж сколько их упало в эту бездну) тайну шедевра Прокофьева не разгадал. Приступая к работе, Кирилл Симонов, похоже, так и не определился с художественной задачей, если, конечно не считать таковой стремление любой ценой отличиться от других. Его замарашка-Золушка (в исполнении никоим образом ни в чем не повинной и отлично справившейся с ролью Елены Лыткиной), взяв на вооружение кое-что из арсенала современных танцевальных школ, испытывает непреходящие экзистенциальные муки. А рядом – вполне стереотипная сказка, с которой плохо монтируется неоновый лучизм Капелюша, но вполне гармонирует цветовая и стилистическая пестрота костюмов. Шаблонное смехачество. Штампованная пародийность – в вульгарных позах и суетливых движениях мачехи и сестер, в шутовских пинках и гэгах, в набриолиненном ирокезе недоросля-принца. Оппозиция современного танца и классики, лирики и хохмы могла бы стать художественным приемом (кстати пришелся бы и единорог, явно косящий под троянского коня). Однако хореограф выдохся уже ко второму акту и, не найдя пусть спорного, но формообразующего решения, хватался за любую соломинку, а то и соринку.

Когда же смотреть на этот сумбур вместо хореографии становилось невмоготу, можно было слушать гениальную музыку и любоваться зрелищем сколь неожиданным, столь и увлекательным. Недаром перед началом спектакля, предупредив на всякий случай зрителей, опустили барьер и оголили оркестровую яму. Гвоздем программы суждено было стать дирижеру. Обладатель завораживающе пластичной, артистичной и, не побоюсь этого слова, сексуальной спины Теодор Курентзис давал собственное представление. Настоящий балет был в этот вечер пониже сцены.

Второго соискателя «Золотой маски» от Новосибирска в самом Новосибирске, говорят, не жалуют. Москва же встретила «Русские сезоны» с восторгом. Балет Аллы Сигаловой – реплика-плач о прекрасном и невозвратном, ибо не вернуться в «золотой век» человечеству, пережившему двадцатое столетие. Цельность и в то же время многослойность замысла при редкой и сегодня, кажется, вовсе невозможной чистоте и лаконичности высказывания. В живописных, музыкальных и пластических ассоциациях – мощный динамический потенциал так поразившего некогда мир русского авангарда, стильность и экспрессия дягилевской «Бель эпок». В памяти встают знакомые и знаковые образы – Ларионов, Челищев, Фокин, Мясин. Гончаровская киноварь, «примитивизм» Нижинского и Нижинской. «Петрушка», «Свадебка», «Фавн». Иероглифы стилизованных фигур, трансформация пропорций, орнамент группировок. Выразительные эмоциональные акценты, энергетический посыл завершенных поз. Недаром так бешено стрекотали в зале фотокамеры.

Подобно дягилевской антрепризе, в нынешних «Русских сезонах» хореограф и художник (в данном случае художник по костюмам Анна Политковская) – равноправные виновники торжества. Впечатление рождается жестом и ракурсами вкупе с игрой складок и объемов черных пальто, «великоватых» маек, юбок, уже совсем, кажется, не напоминающих тюники виллис из «Жизели» и все-таки не позволяющих о них забыть. Единомышленников нашли авторы «Русских сезонов» в артистах, выказавших редкую чуткость в восприятии и воплощении формы, линии, позы. Умение органично увязать декоративность и чувственность. Посочувствует ли им жюри «Золотой маски», покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
773
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
907
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
449
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
308

Другие новости