0
899
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2008 00:00:00

Руссиш царь против либералов

Тэги: выставка, берлин


На высоком холме в Потсдаме светится луковичный купол русской церкви, а поодаль красуются добротные терема с деревянным кружевом на окнах. Оказывается, эту Россию в миниатюре подарил Александру I германский кайзер Фридрих Вильгельм III. Теперь «Россию» можно увидеть на открывшейся в роскошном здании им. Мартина Гропиуса в Берлине выставке «Власть и дружба. Берлин–Санкт-Петербург. 1800–1860».

Выставка в Берлине – попытка расставить акценты в отношениях двух народов. Она явно политична: проходит под патронатом министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера, заявившего перед открытием, что «культурная традиция России глубоко западная, европейская». Организаторы пытаются разглядеть символы дружбы немецкого и русского народов в истории. Многие экспонаты выставлены впервые после Второй мировой войны.

Устроители выставки из фонда «Прусские дворцы и сады Берлина-Бранденбурга» стараются найти параллели в мельчайших деталях. Экспонаты для нее предоставлены как немецкой стороной – уже упомянутым фондом, так и русской – Русским музеем в Санкт-Петербурге, Эрмитажем и музеем «Царское Село» в Пушкине. Они прослеживают две линии российско-немецких отношений – военно-политическую и личную, на уровне связей двух императорских дворов. Тем самым опровергается заблуждение, что в XIX веке Россию с Германией связывали только описанные Достоевским и Тургеневым хозяйки доходных домов и учителя музыки в дворянских семьях. То, что забыто: в начале XIX века Россия и Пруссия были союзниками в войне против Наполеона, а прусские солдаты участвовали в сражении 1812 года, царский двор был тесно связан с двором германского кайзера, не только внешнесимволически, но и узами родства, немецкие архитекторы украшали русские города, а русские живописцы и музыканты часто приглашались ко двору кайзера.

Материальные свидетельства альянса России и Пруссии в войне против Наполеона – офицерская униформа лейб-гвардии Измайловского полка 1812–1817 годов, восемь сервисных тарелок с изображением царской армии и камеи с портретами Александра I, фельдмаршала Блюхера и фельдмаршала Барклая де Толли, выполненные в честь десятилетия победы над Наполеоном.

Слышно, как кто-то по-русски объясняет исправно кивающему головой немцу, что каждый школьник в России знает этих военачальников и всю славную историю войны против Наполеона. В Германии – не каждый. Удивленно склоняются немецкие подростки над так называемым «Юбилейным блюдом полководцев». В роскошной росписи по фарфору – виды четырех городов – Москвы, Лейпцига, Парижа и Белль-Альянса, портреты союзников – героев Бородина и Лейпцига.

В тему – картина «Бегство Наполеона из России» (Бэз Раймон де Бо) и портрет Александра I кисти Георга Даве. Этот же художник пишет в 20-х годах портреты цариц Екатерины Александровны и Марии Федоровны, великой княгини Александры Федоровны с детьми, а также великого князя Николая Павловича, ставшего супругом принцессы Шарлотты. Ее портрет кисти Кристиана Даниэля Рауха расположен рядом.

Впечатление мимолетности бытия оставляют изящные акварели Евграфа Крендовского с видами царских покоев в Царском Селе и виды залов Константина Ухтомского. Перекличка мотивов – в работах Вильгельма Барта «Будуар великой княгини Александры Федоровны в Аничком дворце» и Луиджи Премацци «Кабинет Александры Федоровны в Аничком дворце».

Дочь Фридриха Вильгельма III, Шарлотта, получила в подарок от отца икону Смоленской Божьей Матери, которая до сих пор хранится среди экспонатов фонда «Прусское культурное наследие» и выставлена в зале, рассказывающем о родственных связях двух дворов.

Целый зал посвящен тесным связям двух породнившихся венценосных семей: Фридрих Вильгельм III приглашается на крестины внука императора Александра в 1818 году, а в 1821 году великая княгиня Александра Федоровна приезжает из России в Берлин. В ее честь устраивается костюмированный праздник «Лала Рок» по популярному тогда эпосу Томаса Мора. Доказательство тому – портрет наряженной в восточный костюм Александры Федоровны. Тут же и портреты кокетливой Шарлотты в костюме Лалы Рок, и Николая Павловича в костюме ее жениха Алириса.

Целая стена – в набросках декораций для живых картин во время праздника «Лала Рок». Имя исполнителя – знаменитого архитектора Карла Фридриха Шинкеля – примерно дает представление о желании немцев не ударить в грязь лицом перед гостями из России. Не зря в 1831 году тот же Шинкель получит заказ построить Капеллу Александра Невского в Петродворце.

Знакомый силуэт: исполненная немцем Франсуа Йозефом Фридрихом модель много раз виденной церкви Святых апостолов Петра и Павла в Никольском – еще одной деревне с русским названием на окраинах Берлина. Российское прошлое, оставленное в берлинской топографии.

В одном месте – неожиданный диссонанс идеи выставки. Благодушная нить рвется. О Николае I устроители пишут: «Авторитарный режим Николая I. Был против либеральных идей в Европе». Доказательством тому – картина Георга Вильгельма Тимма «Восстание 14 декабря 1825 года». Рядом – картина Григория Чернецова «Парад и благодарственная молитва в честь окончания военных действий в Польше в 1831 году». Напоминание о польском восстании против русского царя.

Параллели – вольные или невольные – с настоящим временем? Немецкие критики увидели именно в этих мотивах заостренную политизацию выставки, которая в противном случае была бы набором «пряничных дворцов и приторных ваз». Увидели попытку Пруссии «освободиться из тисков России» и в результате причину того, что в будущем году выставка поедет в Петербург в «облегченной версии» – без некоторых экспонатов.

Вот такой разброс мнений: для министра Штайнмайера выставка – свидетельство новой интеграции России в европейскую культуру. Для критиков – неудавшаяся попытка из осколков собрать доказательства давней немецко-российской дружбы. Кто прав?

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
512
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
601
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
524
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
426

Другие новости