0
728
Газета Культура Печатная версия

26.02.2009

Третьяковка не знает своего места

Тэги: третьяковка, цдх


третьяковка, цдх Художники на всякий случай заранее прощаются со зданием ЦДХ.
Фото автора

Во вторник в здании ЦДХ–ГТГ на Крымском Валу состоялись общественные слушания по «проекту планировки территории кварталов 435–438, 442, 444 района Якиманка ЦАО». Напомним, сам проект выставлялся там же с 6 по 13 февраля и запомнился отсутствием ожидаемой в таком случае конкретики (проектировщик Москомархитектура обозначила лишь пятно застройки) и тем, что Третьяковскую галерею выперли к Садовому кольцу, а решать судьбу одного из главных музеев страны предложили жителям района Якиманка, работающим там, или собственникам земли. После прошедших общественных слушаний замечания относительно проекта те же категории смогут направлять в письменном виде еще неделю. Но у большинства выступавших, не только жителей района, но и специалистов-архитекторов, замечание одно – позорный проект должен быть аннулирован.

Договориться не получалось с самого начала. За полтора часа до начала слушаний перед зданием на Крымском Валу Николай Полисский и другие художники выставили митингующих снеговиков (выступление было санкционированным). Поодаль стояла машина «скорой помощи», милиция наблюдала за происходящим, ждала. Народ собирался, хотя набралось всего несколько десятков человек. Наконец, между снеговиками установили плакаты с высказываниями художников, которые милиция вскоре погрузила в машину и увезла, не объяснив причин.

Потом никак не могли договориться о сроках слушаний – президиум выделил два часа, публика требовала кто четыре, кто до отмены проекта┘ Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил: оказывается, дело в том, что Третьяковская галерея нуждается в современном здании. «Мне кажется, во время кризиса нужно быть готовыми к тому моменту, когда он кончится», – подытожил он.

Сама Третьяковка, как еще раньше заявляли директор музея Валентин Родионов и замдиректора Ирина Лебедева, хочет отдельное новое современное здание. Потому что сейчас ГТГ все якобы путают с ЦДХ, да и добираться неудобно. На прошедшем в прошлый четверг круглом столе Родионов сказал, что здание ЦДХ сдавалось в эксплуатацию с недоделками, что в помещении течет крыша. Однако это не помешало музею в недавнем прошлом вложить в замену хладоцентра 1,5 млн. долл. Сейчас ЦДХ и ГТГ находятся в центре парка, но по новому проекту Третьяковская галерея становится вплотную к Садовому кольцу, а Дом художника – вдоль улицы Крымский Вал и Мароновского переулка. При этом подземный паркинг, который по закону нельзя разместить под парком «Музеон», судя по всему, должен уйти под музей. Видимо, чиновников из Москомархитектуры не смущает, что вибрация и выхлопы представляют серьезную опасность для жизни произведений искусства. Во время слушаний на вопрос об увеличении площадей ГТГ Кузьмин говорил процентах о двадцати, причем так называемые полезные (для экспонирования и размещения фондов) площади должны увеличиться больше. Какая перспектива роста для коллекции музея, собрание которого, как ранее заявлял Родионов, за последние два года увеличилось вдвое, – неясно. Очевидно, что составлявшееся в спешке Третьяковкой техническое задание дало только дурные плоды, хотя формальные пожелания об отдельно стоящем здании выполнены. Очевидно и то, что на музей оказывают давление в связи с переездом.

Животрепещущий вопрос – проект инвестора, который и займет лакомую площадку на месте здания ЦДХ–ГТГ. На плане он туманно значится «общественным комплексом». По закону там не могут располагаться офисные и жилые помещения, однако во время выступления Александра Кузьмина выяснилось, что 11–17-этажное здание должно стать гостиницей. Там, как вы понимаете, свои рестораны, свои огражденные (!) участки парка и все «удовольствия», связанные с жизнедеятельностью жилого комплекса. Почему строительство выгоднее реконструкции здания ЦДХ–ГТГ (у которого, с точки зрения архитектора Евгения Асса, с архитектурных позиций есть «гигантские ресурсы»)? Ответ прост: на техническое переоснащение нет денег, поэтому┘ Культуру подвинем, чтобы не мешалась, а землю продадим. Денег нет, и к участию в проекте решили подключить студентов-архитекторов.

Вынесенный на обсуждение Москомархитектурой проект профессиональные архитекторы осудили. Юрий Аввакумов назвал его «образцом циничной полупрофессиональной архитектуры», который настолько плох, что не подлежит развитию. Кроме того, архитектор напомнил о так называемом зеленом луче (речь о зеленой парковой зоне), который тянется от Нескучного сада в сторону Кремля и новым проектом будет перерезан, поскольку гостиница отгородит себе часть территории, а потом, глядишь, случатся и новые перемежевания земли. Кому мешает старое здание ЦДХ–ГТГ и почему бы не выделить инвестору другой участок земли? Стоит напомнить, что до истории с проектом Нормана Фостера «Апельсин» речи о сносе вообще не шло. Председатель комиссии Мосгордумы по образованию и науке Евгений Бунимович вспомнил про строительство нового здания Театра Петра Фоменко, где обошлись без коммерческой (в случае Крымского Вала это должна быть гостиница) составляющей. Но в данном случае другие интересы: здание перевели из федерального подчинения в муниципальное. Главой распоряжающейся этим делом комиссии является, как известно, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Противники проекта решили писать открытое письмо непосредственно президенту РФ.

Остается добавить: оказалось, что с Росимуществом разрешение на снос здания даже не обсуждали┘


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аристархов возглавил Институт им. Лихачева,  "дело "Седьмой студии" передали в прокуратуру

Аристархов возглавил Институт им. Лихачева, "дело "Седьмой студии" передали в прокуратуру

Елизавета Авдошина

0
647
Итоги арт-сезона: Об обратной стороне моды на музеи...

Итоги арт-сезона: Об обратной стороне моды на музеи...

Дарья Курдюкова

0
1811
Собираться ли больше двух и другие вопросы музейной жизни

Собираться ли больше двух и другие вопросы музейной жизни

Дарья Курдюкова

Третьяковская галерея провела дискуссию после скандала с экскурсиями, беседами и занятиями

0
2098
Бэнкси из воздуха

Бэнкси из воздуха

Дарья Курдюкова

Первая в России выставка стрит-артиста проходит в Центральном доме художника как коммерческое шоу

0
2001

Другие новости

Загрузка...
24smi.org