0
2949
Газета Культура Интернет-версия

04.02.2010 00:00:00

Терапия длиною в жизнь

Тэги: брюссель, выставка


брюссель, выставка Фрида Кало в своем саду в Койоакане.
Фото Berenice Kolko ╘ Banco de Me'xico. Fideicomiso Museos Diego Rivera y Frida Kahlo

В Брюсселе проходит выставка одной из самых эпатажных личностей в арт-истории XX века мексиканской художницы Фриды Кало. Она сквернословила, много курила, злоупотребляла текилой, была откровенной бисексуалкой. Одевалась в яркие мексиканские платья и подчеркивала свои густые, почти мужские брови. Была ярой сторонницей коммунистической идеологии и всю жизнь любила художника Диего Риверу, который был старше ее на 20 лет. Неустанно писала, выливая на холсты всю себя без остатка.

В 6 лет Фрида перенесла тяжелейший полиомиелит и на всю жизнь осталась хромой. В 18 попала в автокатастрофу, сломавшую ей позвоночник, но не силу и любовь к жизни. Именно это душевное и физическое потрясение и год, проведенный без движения (и почти без надежды снова подняться), стали временем рождения Фриды Кало как художницы. Она начала рисовать себя, чтобы заглушить боль и перенести свои страдания на холст. Сегодняшние психологи назвали бы такой метод арт-терапией. В случае с Фридой терапия стала длинною в жизнь. Боль в искореженном теле не покидала ее до самой смерти (она умерла в 47 лет). Духовное воплощение этой боли на холстах стало ее способом выживания.

На выставке в брюссельском Palais de Beaux-Arts около 20 полотен и несколько рисунков из мексиканского музея Долорес Ольмедо, крупнейшего частного собрания работ Риверы и Кало. В черном зале из ярко подсвеченных квадратов на посетителей взирает Фрида – за исключением нескольких поздних портретов друзей, именно сама Фрида всегда была главной героиней своих же полотен. А вокруг – страдания ее жизни: и тот самый автобус, который не довез ее до дома, и переломанный позвоночник, похожий на разбитую античную колонну, и ее нерожденные дети (после аварии Фрида не могла иметь детей, все ее попытки заканчивались больницей), и измены мужа. С одной стороны, живопись Фриды по-женски очень интимна и повествует о личных переживаниях. С другой – это мир подсознательного, мир символов и фетишей, пришедших из традиционного мексиканского искусства, мир, населенный общечеловеческими страхами и кошмарами в духе Босха и Гойи. Может быть, поэтому ее работы так притягательны и в то же время отталкивающи. Слишком явно они говорят о страдании, тотальном одиночестве и бренности всего живого.

В отдельном закутке экспозиции проецируются десятки фотографий Фриды: вот она совсем юная, вот сидит за мольбертом, вот нежно обнимает Риверу, история любви с которым, как и полагается, полна мексиканских страстей. «Смотри, – шепчет одна из посетительниц своей подруге, – а в жизни она была не такой уж страшной. Зачем она так уродовала себя на картинах?» Ответить на этот вопрос могла бы, пожалуй, только сама Фрида, сильная и беспомощная, мудрая и наивная. Фрида, больше всего в жизни любившая саму жизнь.

Брюссель–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1961
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
940
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4645
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3594

Другие новости