0
970
Газета Культура Интернет-версия

30.12.2010 00:00:00

4. «Архнадзор» – «за» и «против»

Тэги: москва, архнадзор, архитектура, наследие


москва, архнадзор, архитектура, наследие «Геликон-опера» не сдается.
Фото РИА Новости

«Архнадзор» – безусловный герой уходящего года, осталось только определиться – герой или антигерой. То есть герой со знаком плюс или со знаком минус.

С одной стороны, все вроде бы ясно, и эта ясность заставляет снимать шляпу перед энтузиазмом тех, кто готов и в снег, и в дождь, и днем, и ночью бороться за сносимые Кадаши, против строительства уродующего Боровицкий холм депозитария для Музеев Кремля, против чего-то еще, очень ценного, очень важного для московской старины и самого духа столицы, что может быть уничтожено в ходе строительства большой сцены для театра «Геликон-опера».

Кадаши, увы, отстоять не удалось, с Боровицким холмом – повезло. О приостановке работ по строительству большой сцены для «Геликон-оперы» объявил в день назначения нового мэра Сергея Собянина один из бывших замов Лужкова Юрий Росляк. Активисты «Архнадзора» настаивают, что речь идет о памятнике XVIII века, утверждают, что 15 лет назад, когда вышел указ тогдашнего президента России Бориса Ельцина, в списке была допущена опечатка: мол, памятником должны были признать усадьбу Шаховских-Глебовых-Стрешневых, а не соседнее – Театра Маяковского.

Дальнейшие позиционные бои высветили как сильные, так и слабые стороны «Архнадзора». До сих пор его лидеров все воспринимали энтузиастами, которые вынуждены бороться с чужими алчностью и дремучестью. А тут – развернули борьбу с театром, имеющим немало заслуг и в родном отечестве, и европейскую известность. В какой-то момент показалось, все другие объекты поблекли на фоне этой, самой главной схватки. На Боровицком холме открылся украинский ресторанчик – ни слова о нем, сносят на глазах у всех врубелевский забор на улице 8 Марта – тоже мимо...

Началась борьба культурных с культурными, довольно редкое в последние годы противостояние. Но тут выяснилось, что лидер «Архнадзора» в театре не был, худрука «Геликона» Дмитрия Бертмана знать не знает, главное для него – памятник сохранить. Итак, на одну чашу весов можно положить мнение «Архнадзора», их готовность идти до конца, на другую – проект Андрея Бокова, хорошо известного, к примеру, зданием Музея Маяковского или Школой Познера, позицию покойного директора ВНИИ искусствознания Алексея Комеча, поддержавшего этот проект, мнение председателя центрального совета ВООПИК Галины Маланичевой, которая в этом случае не согласна с «Архнадзором». «Архнадзор» говорит про XVIII век, а крыльцо, выходившее во двор «Геликона», явно относится к концу XIX – началу XX... К тому же примеры городов, где к своей старине относятся куда бережнее, чем в Москве, убеждают в том, что театр – бывает и так – иногда ценнее нескольких десятков кирпичей. Так считают в Берлине, в Лондоне, в Париже, в Милане... Пока в этой истории мы увидели завязку и, надо думать, кульминацию. Развязка нас ждет уже в новом году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1915
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
918
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4561
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3541

Другие новости