0
2013
Газета Культура Интернет-версия

10.02.2011 00:00:00

Развеселые или невеселые картинки

Тэги: москва, музей, выставка, концептуализм


москва, музей, выставка, концептуализм Бюсты Пивоварова.
Фото автора

Нынешняя выставка Пивоварова, сделанная ММСИ вместе с галереей XL, третья в Москве за последние 10 лет. Но это не подводящая итоги ретроспектива. «Классик концептуализма» и автор знаменитого логотипа «Веселых картинок», с 1982-го проживающий в Праге, представил 10 циклов, большинство которых созданы после предыдущей выставки 2006 года. Стало быть, разговор идет не только о сквозных темах его искусства, но и об эволюции. И вот тут закрадывается подозрение, не свернул ли художник с привычного концептуалистского курса.

Поскольку Виктор Пивоваров в концептуализме значится непобедимым лириком, то и пивоваровские «Они» – по сути, почти ахматовское «неузнанных и пленных голосов/ мне чудятся и жалобы и стоны», только с сильным сюрреалистическим акцентом. Тут про копошащиеся в голове, изливающиеся на бумагу/холст и настойчиво жаждущие интерпретации образы и идеи. «Совершенные», «Бессмертные», «Красавцы», «Отшельники», «Меланхолики», «Философы»┘ «Их» голоса – из мира поэтичного и абсурдного, нередко вызывающего желание призвать Фрейда или какого еще психоаналитика. Основных тем четыре. Москва, детство, одиночество, сакральное – джентльменский набор всякого уважающего себя творца.

Один из атрибутов, коим московский концептуализм неизменно козыряет с начала 70-х, – утвержденный усилиями Кабакова и Пивоварова жанр альбома, несброшюрованных листков с рисунками и текстами. Пивоваров показывает два свежих, в том числе альбом «Милена и духи» 2009-го, увековечивший в концептуалистском формате мотивы рисунков жены и одновременно вознамерившийся стать графическим ремейком «Джульетты и духи» Феллини.

Однако самое сильное впечатление нового показа – от старых вещей. Это печалит. Соседи по залу, графическая серия «Меланхолики» 1980–1990-х и «Избранники» (из цикла «Время РОЗЫ» 80-х годов), оставляют в проигрыше и новые картины, и новые альбомы. Наливающимся акварельным трепетом «Меланхоликам» – домам-чайникам, стопе-беглецу (брату даблоидов Леонида Тишкова?), пригорюнившейся подле одинокого вагончика маске, а также невидимым «Избранникам», незаметно нахлобучившим шапку на дом («Беречь тепло РОЗЫ») и завязывающим на небе узелки в виде крошечных дорожных мешков, – им не ответит в унисон ни культ идеальной формы круга в новоиспеченных «Совершенных», ни грубый гротеск «Красавцев». Им вторят разве что «Стеклянные» (2010 г.) бюсты как хрупкие монументы «человекам», чье нутро – не просто портрет-ассамбляж, но заполненный всякой всячиной интерьер стеклянной банки, интерьер как внутренний мир персонажа.

Вообще, на нынешней выставке извечная проблема формы и содержания звучит с новой силой. Для концептуализма программным можно считать взаимодействие с социальной средой – оно слышится в бесконечном хоре голосов с кухни или от соседей у того же Кабакова. Для Пивоварова важно еще и наладить разговор с художественной традицией. То там, то тут мелькают тени Арчимбольдо, Дали и Магритта, да даже Дюрера (он ведь своей гравюрой «Меланхолия» первый в искусстве почтил это томное состояние). Играючи Пивоваров одаривает абстрактные эйдосы, которые предпочли оболочку наподобие манекенов Джорджо де Кирико, обескураживающе конкретными атрибутами – подсовывает им нож, собаку и журнал. Графическая маэстрийность неизменна и в перовых, и в карандашных рисунках, и даже в живописи ее никуда не спрятать.

А темы? «Бессмертные» эйдосы, к примеру, продолжают давнишний пивоваровский сюжет. «Красавцев» можно считать продолжением, скажем, серии начала 2000-х «Темные комнаты» – и там, и там интимная интонация переходит к интимным сюжетам. Только сейчас в «Красавцах» сюрреалистический гротеск стал более нарочитым, превратившись едва ли не в сатиру нравов, норовящую дать в лоб. Концептуалистскому содержанию новизны это совсем не добавляет, а по сюрреалической форме и вовсе вторично. Иначе сделаны «Совершенные» с эзотерикой недосказанности и недопроявленности, где нет конкретных лиц, зато есть идеальная форма круга – солнца ли или человеческого зрачка. А в голове стучит – «от всего человека вам остается часть/ речи. Часть речи вообще. Часть речи».

Бродский, кстати, здесь тоже есть – на одном из портретов в зале, отданном свежему циклу 2010-го «Философы, или Русские ночи». Переведенные на крупноформатные холсты черно-серые, будто пожухшие, фотокарточки с изображениями всех, кого Пивоваров счел любителями мудрости, достойными такой «доски почета». Кроме Мамардашвили и Пятигорского тут, например, оказался теоретик концептуализма Гройс, осчастлививший столицу термином «московский романтический концептуализм», и Эдуард Лимонов, и режиссер Евгений Шифферс... И на видном среди всех философствующих месте – почти парадный красивый поколенный портрет подбоченившегося сына Пивоварова – Павла Пепперштейна┘ Странная подборка, странные портреты, отринувшие блистательную графическую культуру Пивоварова, пытающиеся живописать по фото и выдающие на-гора гипсокартонного вида памятники. Наконец, релиз уверенно вписывает серию в сквозную пивоваровскую тему Москвы – но, помилуйте, тот же Бродский, ленинградец по крови и духу, едва ли такой ностальгии соответствует. Зритель повержен – занавес.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1326
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
666
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3543
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2769

Другие новости