0
736
Газета Культура Интернет-версия

03.06.2011 00:00:00

Венское меню

Тэги: москва, выставки


Проект «Австрия, давай!», осуществленный государственным музеем архитектуры им. А. В. Щусева и венским Музеем прикладного и современного искусства MAK (Museum für angewandte Kunst), открыл сам президент Австрии Хайнц Фишер. Выставка с подзаголовком «Австрийское искусство сегодня» представляет, по его словам, новейшие течения в художественном мире Европы.

Но привлекательно не столько само австрийское современное искусство, сколько искусство контрапункта, которым в совершенстве владеют организаторы проекта. Благодаря им усадьба Талызиных, в которой располагается музей архитектуры, или МУАР, стала завороженным местом, в котором пересекаются линии, видимо, только кажущиеся параллельными. Одна – тонкая, прерывистая, оставленная нетвердой рукой времени, линия давно прошедшего. Другая – жирная и смелая, уверенно проведенная современными художниками. Этими линиями очерчено причудливое пространство – узор, причем узор продуманный.

Австрийцы знали, что площадкой для выставки будет избежавший губительной реставрации особняк. Франц Граф делал металлический напольный орнамент, апеллируя к формам и изгибам люстры старинного зала. От молодой художницы Йоханны Браун ждали настенную роспись «Йоханна Браун не бросит вас в беде». Только страх российской стороны нанести урон памятнику архитектуры не позволил превратить стену в фреску: художница расписала свою мастерскую, а в музее выставила фотографию. Оставшиеся нетронутыми стены величественного здания, хоть и потрескавшиеся, хоть и из искусственного мрамора, специально для произведений современного искусства сделали почти безнадежную попытку стать стенами белого куба – идеального экспозиционного помещения. Им это удалось. Поэтому выбор музея архитектуры в качестве площадки для выставки, кажется, был обусловлен исключительно интересом кураторов к архитектуре как таковой – к искусству проектирования пространства, которое в данном случае получилось уникальным.

В действительности же все дело в многолетней дружбе Петера Ноевера, инициатора проекта, и бывшего директором музея им. Щусева Давида Саркисяна. Первый до недавнего времени руководил Музеем прикладного и современного искусства в Вене (MAK). Совместные проекты вверенной ему институции и государственного музея архитектуры проводились уже не раз, и этот стал запоздалым ответом на выставку российских художников в венском MAKе в 2002 году.

В рамках нынешней выставки из Австрии в Россию были вывезены две недавних живописных работы без названия легендарного Отто Мюля (2009), медные скульптуры Манфреда Вакольбингера, инсталляция «Инвентарь с московским кубиком» Франца Веста (за уникальность стиля и за выдающееся наследие художник получил «Золотого льва» на только что открывшейся 54-й Венецианской биеннале). Студия «Walking-Chair» показала балансирующие на грани искусства и дизайна объекты. Основатели студии Карл Емилио Пирхерс и Фидель Пижо назвали свой проект «Animal Farm», или «Скотный двор». В отличие от Джорджа Оруэлла, они предаются утопическим мечтам и верят: нашему нечеловечному миру может составить альтернативу вселенная, где сосуществуют Гитара-птица и Усилитель-собака. Эти ироничные объекты – все же больше объекты дизайна, чем искусства, хотя Фидель Пижо и отмечает, что упаковывая идею в коммерчески выгодную форму, он и Карл Пирхерс действуют как художники: работают на себя, а не на клиента.

Однако налет консюмеризма в экспозиции заметен даже не избалованному искусством посететелю: если точнее, тем более – ему. В качестве экспонатов значатся «Собачий стул» дизайнера Стефана Загмайстера, интерьер кофейни музея MAK от Франца Графа и даже архитектурный макет Гюнтера Доменига «Каменный дом» (проект реализован им же). Лишь находящаяся совсем рядом инсталляция Хельмута Ланга «Образы жизни» – не то две вскопанные грядки, не то свежие могилы – может испортить приподнятое настроение гостя. А так легкий коммерческий дух на выставке будет на протяжении лета поддерживаться работой венского кафе в одном из залов музея.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
341
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
490
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
402
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
496

Другие новости