0
1228
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2011 00:00:00

Пограничное сопротивление

Тэги: выставки, москва, берлин


выставки, москва, берлин В берлинском музее среди русских фотографий.
Фото автора

Отмечая 20-летие партнерства двух городов, в мае в Москве провели Дни Берлина, сейчас настал черед ответного визита. В программе и музыка – здесь дали концерт «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова, – и кинопоказы. В части изобразительного искусства Дни отмечены тремя фотовыставками, организованными Мультимедиа Арт Музеем. Главная – «Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900–1930» – проходит в Мартин-Гропиус-Бау и показывает среди прочего не вполне обычного Родченко. Тут нет «заезженных» конструктивистских ракурсов, зато есть «пикториальная» страница, довольно неожиданно приключившаяся в его биографии.

Прямо перед Мартин-Гропиус-Бау по дороге раньше проходила граница – здесь еще Западный Берлин, там, через несколько шагов, уже Восточный. Мартин-Гропиус – авторитетная площадка, достаточно сказать, что наши пикториалисты сейчас соседствуют с самым известным, пожалуй, на сегодня художником-диссидентом Ай Вэйвэем, которого британский журнал Art Review назвал самым влиятельным персонажем арт-мира в 2011-м.

День вернисажа был одним из первых холодных в Берлине – город утонул в «воротнике» тумана. На фотографиях – та же непроясненность очертаний, делающая их pictorial, похожими на акварели или угольные рисунки. За объективом – Александр Гринберг, Петр Клепиков, Василий Улитин, Николай Свищов-Паола┘ Пыль, знойное марево, молчаливо-звенящая снежная мягкость морозного дня, оголившаяся красавица «под прицелом» скользящих светотеневых пятен┘ любые переходные состояния – благодатная для пикториализма почва. Сюжеты он черпал из арсенала старшей сестры, живописи, и тут все традиционно: пейзажи величаво-спокойны, дамы исключительно хороши, вид и быт усадеб идилличны, даже крестьянская повседневность подернута романтической дымкой – очертания «недопроявлены», тон сепии и угля облагораживают лица, как вуаль. А уж как эффектны театральные сцены: они превращают Шаляпина в Мефистофеля и в Годунова, в Мельника из «Русалки» Даргомыжского, в Дон Кихота – а Мирон Шерлинг в своих фотогравюрах, в меццо-тинтографиях драматизм образов акцентирует, размывая или, напротив, подчеркивая контуры, сгущая тени и подчеркивая светлые блики.

Пикториализм в России был изводом европейского и продолжил его жизнь вплоть до 1930-х годов, в то время как общепринятые границы западного течения обычно закрывают 1914 годом. Наши сохранили его неосторожно по отношению к пришедшей эпохе. Собственно, вот эти не к времени пришедшиеся меланхолия и томность взамен духоподъемных снимков на благо нового режима оказались роковыми. Новая жизнь вместе с соцреализмом подминала под себя инаковидящих. В 1936 году покатились обвинения в формализме, упадничестве и во всех тяжких грехах. Юрия Еремина в этот год критиковали за «правый уклон», за тот самый пикториализм. Тогда же в ню пикториалистского мэтра Александра Гринберга разглядели распространение «порнографии» и отправили его отбывать срок в Бамлаг НКВД. Но вот парадокс: даже Родченко, только что клеймивший имитирующую живопись фотографию, в конце 1930-х, видимо, устав от политики в искусстве, от конструктивизма и ракурсов «стаккато», вдруг сделал замедленно-«дымчатые» фото в Большом: снимал «Руслана и Людмилу» и «Тщетную предосторожность». Сопротивление пикториалистов сродни сопротивлению живописцев-«формалистов». Этому направлению пришлось стать искусством для себя, как позже станет «другое» искусство второй волны авангарда┘

В Берлине одновременно с пикториализмом вектор в будущее чертят выставка лауреатов фотоконкурса «Серебряная камера» за 2001–2011 годы в Российском доме науки и культуры и уличный фотопоказ о Москве XX и XXI веков на Унтер-ден-Линден возле набережной Шпрее на Музейном острове. Устроен он, очевидно, для симметрии – весной в рамках Дней Берлина на Страстном бульваре предъявили фотолетопись жизни немецкой столицы. «Тихое сопротивление» – проект не новый: в 2008-м, например, выставку возили в Ригу и в Стамбул, годом раньше – в Серпухов, в 2006-м – в Лондон, в 2005-м – в Венецию и в том же году «Московскую эпоху пикториальной фотографии начала 20-го века» показывали в Москве. Как бы то ни было, приближается перекрестный Год Россия–Германия, и, возможно, тогда представится новый повод вывезти на большие гастроли и современные наши фотодостижения. Относительно ожидаемого в самом Мультимедиа Арт Музее – есть надежда, что сюда прибудет художница Ребекка Хорн, кстати, одна из участниц нынешней Московской биеннале современного искусства.

Берлин–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
1180
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3316
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4504
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6477

Другие новости