0
2721
Газета Культура Интернет-версия

22.07.2013 00:01:00

При поддержке Онегина

Тэги: большой театр, балет, евгений онегин


В седьмом спектакле премьерной серии балета «Онегин» на исторической сцене Большого театра в партии Татьяны выступила Диана Вишнева (о последней в этом сезоне балетной премьере «НГ» написала неделю назад, 16.07.13). По балетной, а в данном случае и по литературной традиции мы в первую очередь обращаем внимание на исполнительницу главной роли.
Между тем вовсе не Татьяны милый идеал, а незатасканная и «правдоподобная в эмоциональном отношении история» вдохновила некогда Джона Крэнко. Найти новый сюжет для хореографа – вечная головная боль, а тут – свежая любовная интрига на фоне деревенской идиллии и аристократического салона. Ну, целуются крестьяне с барами (Крэнко неведомо, что такое крепостное право, этому можно только позавидовать). Ну, танцуют они возле дома, напоминающего скорее средней руки замок, нечто смешанно-балканское. Ну, стоят в комнате Татьяны подсолнухи в вазе. Для родившегося в ЮАР англо-немецкого хореографа Джона Крэнко и художника-постановщика пруссака Юргена Розе – что Балканы, что Россия, что Малороссия… Смешно было бы ждать от Крэнко проникновения в эмоциональные тонкости русской души и тем более в энциклопедические тонкости русской жизни. Как смешно (хотя по-человечески и понятно) было, например, слышать о попытках Начо Дуато (только-только тогда заступившего на пост худрука балета Михайловского театра) подправить испанщину «Дон Кихота» или «Лауренсии». Искрометный и всеми обожаемый танец из «Пламени Парижа» Василий Вайнонен поставил, ни разу не побывав за границей и не имея никаких на этот счет сведений.
Национальность героев, думается, занимала Крэнко в последнюю очередь. Его привлек «тщательно разработанный па де катр», то есть четыре центральных персонажа, четыре темперамента, которые можно сталкивать и переплетать в танце. Возможно, тут ярче и уместнее был бы прием, использованный Хосе Лимоном, создавшим в 1949 году свою гениальную «Павану мавра» – пьесу для четырех танцовщиков по мотивам шекспировского «Отелло». Но Джон Крэнко – адепт хореодрамы. Его кредо – развернутые густонаселенные сюжетные балеты. В конце концов нашим артистам такой жанр тоже ближе иных прочих. Что уж говорить о зрителе, встречающем седьмой спектакль кряду долгими оглушительными овациями. Не секрет, что нынешняя аудитория (не только балетная) – это зачастую те же «иностранцы» по отношению к собственной культуре, прошлому этой культуры и страны в целом. Потому, должно быть, многочисленные нелепости «Онегина» зрителю в глаза не бросаются. Здесь не нужно разгадывать ребусы (что так часто раздражает в современном танце). Как и положено в жестокой мелодраме, у каждого своя, строго предопределенная роль: Онегин – злодей, Татьяна – невинная жертва, как и Ленский. Ольга – милая вострушка, чье легкомыслие стало причиной досадного недоразумения и привело к трагической развязке. Нам сделали красиво, не понуждая душу трудиться. К тому же (что немаловажно) музыка знакомая (по прогнозам погоды, например). Много кружев, кисеи, хрустальных люстр и больших зеркал. Ради этого можно даже пожертвовать очередным эпизодом любимого сериала: все равно повторят, а чувства испытаешь те же.
И все-таки не совсем.
Как нелепостями множества балетов, давно вошедших в золотой фонд мировой классики, нелепостями «Онегина» пренебрегали и будут пренебрегать ради редких жемчужин – любовных дуэтов. Сложные и очень красивые хореографически, они требуют от исполнителей не только виртуозной техники, но и развитого чувства. А Диана Вишнева – одна из немногих сегодня отечественных балерин, умеющая на сцене любить – по-русски и не только. Образ Татьяны в ее исполнении действительно развивается. Между вторым и третьим актом она взрослеет на полжизни. В слащавой эстетике «Онегина» Вишнева иногда переигрывает в наивность и романтичность. Но тело ее – никогда. Оно умеет без дешевой экзальтации рассказать о любви – только еще предвкушаемой, неутоленной или навсегда потерянной. Оно шелковой нитью струится в сильных руках Марсело Гомеса. Его мощные (хотя на вид не стоящие ему ни малейших усилий) поддержки уносят ее в мечтах или в стонах. Объятия всегда одетого в черное Онегина всецело поглощают тело Татьяны, как призрак беспощадный – ее воображение. Если в мимике и пантомиме Вишневой в этом спектакле много мелодраматического, то в ее танце раскрываются чистая (не по-мыльнооперному) душа и не наигранная драма. В такие моменты с разговорами о том, что лучше было бы не ставить «Онегина» на русской сцене и сохранить легенду легендой, не хочется соглашаться.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
284
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
927
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1084
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1678

Другие новости