0
9442
Газета Культура Интернет-версия

25.07.2013 00:01:00

С Васькой-синкопистом на дружеской ноге

Тэги: михайловский театр, балет, премьера


михайловский театр, балет, премьера Балет впечатляет роскошными массовыми сценами. Фото Стаса Левшина предоставлено пресс-службой Михайловского театра

Созданный композитором Борисом Асафьевым, хореографом Василием Вайноненом, режиссером Николаем Радловым и художником Владимиром Дмитриевым к 15-летию Октября (премьера в Ленинградском театре оперы и балета состоялась 7 ноября 1932 года) балет «Пламя Парижа» прожил три десятка лет, был перенесен в Большой театр, ставился на разных сценах страны и мира. Премьерой «Пламени Парижа» завершается сезон в Михайловском театре.
История любви крестьянки Жанны и предводителя восставших Филиппа на фоне событий Великой французской революции увлекала несколько поколений артистов и зрителей многокрасочностью заразительных танцев, давая счастливую возможность наплевать на проталкиваемую в либретто идеологию. Однако в 1960-х любимый публикой балет был смыт волной  преобразований, попав под раздачу вместе с другими знаковыми сочинениями эпохи драмбалета. В отличие от Алексея Ратманского, поставившего пять лет назад в Большом театре авторское «Пламя» – оммаж великому предшественнику, главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер решил бороться за Вайнонена.
Свое кредо реаниматора утраченных балетов Мессерер формулирует просто: «Редактировать, чтобы жил». Он не за музей, а за живой театр, который не теряет связи с прошлым. За предоставление партитуры  благодарен Большому театру. Эскизы Дмитриева целы, так что художнику Вячеславу Окуневу надо было лишь приноровить декорацию к меньшей по размерам сцене. Но восстановление хореографии казалось решительно невозможным. От полнометражного спектакля сохранилось всего минут 20, вошедших в кинофильм 1950-х годов «Мастера русского балета».
Мессерер опирался на московскую версию 1947 года, которую Вайнонен считал лучшей. Текст собирал по крупицам: что-то (танцы басков, знаменитое па-де- де главных героев, дуэль Филиппа и Маркиза де Борегара) сохранила кинопленка, что-то – собственная  память (в юности несколько раз видел спектакль в Большом). Па-де-де из придворного балета второго акта реставратору не раз показывала его мать, участница давней московской постановки Суламифь Мессерер. Партия Амура не сохранилась, но подробно описана в мемуарах жены Вайнонена. А изобилующий сложнейшими поддержками танец-аллегорию «Свобода», долгие годы преподавая за рубежом, Михаил Мессерер воспроизводил со своими учениками, вспоминая блестящее исполнение Раисы Стручковой и Александра Лапаури.
В характерных танцах петербургская-ленинградская и московская традиции всегда разнились. В «Пламени Парижа», к примеру, по-разному исполняли танец басконки Терезы. Специалисты и сегодня могут спорить об этом до хрипоты. Хорошо зная оба варианта, сверяясь с фильмом (московская версия) и посоветовавшись с опытными питерскими преподавателями характерного танца, Мессерер старался найти разумный и художественно оправданный компромисс. Обойдя музеи обеих столиц, собрал также все относящиеся в легендарному спектаклю фотоматериалы.
Когда-то молодого Вайнонена называли Васька-синкопист за умение непривычно и на редкость удачно расставлять музыкальные акценты. И это тоже помогло, вживаясь в его стилистику, сочинять органичные связки и отдельные эпизоды, сохраняя дух хореографии одного из классиков ХХ века.
По-крупному сократил редактор лишь один эпизод – штурм замка маркиза. Объевшегося спецэффектами нашего современника потрясавшая полвека назад массовостью и грандиозностью сцена не впечатлит.
Впечатляет другое. То, как постановщику удается возродить выдыхающуюся исполнительскую культуру, чувство стиля, понимание, что такое danse noble и что такое народные танцы. Крестьяне у него не выглядят фальшивыми фиглярами, аристократки – чванливыми плебейками, офицеры королевской гвардии – ряжеными правильными пацанами.
Секрет – в мелочах. В кропотливой, почти забытой сегодня работе над каждой позой,  полуповоротом, взглядом, жестом, вплоть до кончиков пальцев. В придворном балете придать французскую мягкость рукам и грациозность рококо – движениям. В танце басков – драйв и неистовость пьянящей свободы и играющей крови. «Контролировать, – рассказывает балетмейстер, – нужно все. Каждую десятую часть детали, потом каждую деталь, каждый крохотный эпизодик и так дальше».
К тому же Мессерер с актерами разговаривал. Читал им положенный в основу либретто роман Феликса Гра «Марсельцы», объяснял и побуждал почувствовать себя в предлагаемых обстоятельствах (Станиславский, говорит, живее всех живых). И почувствовали. Нежная, с фарфоровой пластикой Анжелина Воронцова (покинув недавно Большой театр, она с 15 июля зачислена в Михайловскую труппу) и порадовавший чистотой исполнения и благородной манерой Виктор Лебедев составили органичную и стильную пару придворных актеров. Заводная (по темпераменту и стремительности природного вращения и фуэте) Жанна – Оксана Бондарева (победительница недавнего Московского балетного конкурса), исполнители танца-аллегории «Братство» Николай Корыпаев и Андрей Яхнюк, Амур – Анна Кулигина.
Однако центральной в «Пламени Парижа» всегда была партия Филиппа. В двух составах ее абсолютно по-разному исполнили абсолютно разные танцовщики. Рожденный для этой роли Иван Васильев взял зал, еще даже не начав демонстрировать свои невероятные трюки. То, что он иногда проглатывает текст и не слишком заботится о создании образа, с лихвой окупается силой, харизмой и поднебесными прыжками. Совсем иное – Иван Зайцев. Его физические возможности заметно скромнее, однако Вайнонен в его ногах артикуляционно и стилистически ясен. Целостного впечатления артист не нарушает, ни на секунду не забывая, что он – часть ансамбля, а не солист-гастролер.
Поздравляя труппу после премьеры, сын Василия Вайнонена сказал коротко: «Папа был бы доволен».     

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
414
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1775
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2144
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1767

Другие новости